Оригинал взят у
asv_k в
МРКС-1: реанимация, реинкарнация или очковтирательство? (5) Проект "46" В.М. Мясищева, 1959 г.
Итак, работа по МРКС-1 в ГКНПЦ им. М.В. Хруничева была прекращена, занимавшиеся ею структуры расформированы (или переформированы, с полной сменой сферы деятельности), люди уволены. Калиновскому было всё равно, новый зам. генерального по НИОКР и производству, когда-то - сам генеральный, А.А. Медведев, имел особое мнение, но не имел средств его реализовать, "сверху" защитников МРКС (к сожалению, предсказуемо) не нашлось.
Вопрос закрыт, тема ушла в историю.
Но...
Во-первых, Маск, будь он неладен... Ну да, он разбивает ступень за ступенью, но стенды-то экспериментальные летают! А вдруг - получится? Тем более, что принципиальных препятствий нет, хватило бы средств и конструкторской удачи... Но тогда это будет реальный и очень сильный рывок, реальное, КАЧЕСТВЕННОЕ техническое превосходство потенциального противника.
Во-вторых, "Pathfinder". В 2013 г. из-за финансовых трудностей программа была закрыта - и тут же возобновлена под названием XS-1 и "под крылышком" DARPA. Причём задачи ставились уже более чем амбициозные, и с явным прицелом именно на военное применение: XS-1 должен выполнять 10 (ДЕСЯТЬ!) полётов за 10 суток! И стоимость выведения в 10 (В ДЕСЯТЬ!) раз меньше, чем у РН "Minotaur IV"! Для справки: "Minotaur IV" - конверсионный носитель, созданный на базе МБР MX....
XS (eXperimental Spaceplane) -1
И пусть ПОКА речь шла о полезном грузе 1-1,3 т, но - лиха беда начало... Для решения именно и чисто ВОЕННЫХ задач это куда полезнее - и, соответственно, для противника (т.е. для нас!) куда опаснее, чем давешний "Space Shuttle" с его мифическим "нырком".
Ну, а в третьих... 1 августа 2015 г. на боевое дежурство заступил новый вид Вооружённых сил Российской федерации - Воздушно-Космические силы, ВКЛЮЧИВШИЕ в себя Войска воздушно-космической обороны, в прошлом - Космические войска. То есть у всех создаваемых в нашей стране космических средств сменился главный заказчик. И это самое глобальное изменение в данной области за все 58 лет космической эры!
...Всё началось даже раньше - осенью 1945-го, когда нарком авиапромышленности Шахурин отказался изучать и осваивать трофейные баллистические ракеты А-4, а нарком вооружений Устинов - не отказался. Там, конечно, всё было сложнее, например, сбором "ракетных" трофеев уже активно занимались гвардейские миномётные части, которые, конечно, ближе вооруженцам, чем авиаторам, но именно решения двух наркомов стали судьбоносными для отечественных ракетостроения и космонавтики. Во всём мире космонавтика стала логичным развитием авиации, а у нас - нет, не артиллерии, как утверждал один известный патриарх отрасли. У нас она стала совершенно самостоятельной, в значительной степени - автономной, автакричной отраслью, да, взявшей немало и из артиллерии, но и не только (сам этот патриарх пришёл в отрасль вполне себе из авиации). Соответственно, и эксплуатировать новую технику стали войска, созданные заново. На базе авиационных, инженерных, артиллерийских частей, путём привлечения специалистов из всех остальных видов вооружённых сил, включая подводников.
А авиаторам - и ВВС, и Минавиапрому - к "космическому пирогу" доступа не давали. Ну, разве что уж совсем невозможно было без них обойтись, как с подготовкой космонавтов или с созданием "Бурана". А тем - хотелось. Но не переподчинения и перепрофилирования предприятий, как произошло с теми же заводами им. Хруничева, "Прогрессом" или "Полётом"... Нельзя сказать, чтобы они не пытались. Челомей, Мясищев, Туполев, Микоян очень даже пытались. Что-то удалось только Микояну со "Спиралью". Ну, и Челомею - ценой перепрофилирования и переподчинения. "Мягкая посадка" "Спирали" отнюдь не отбила охоту к "космическому пирогу", и уже в 90-е годы последовали технически вполне обоснованные, но административно и финансово неудачные попытки "Бурлак" и "Ишим"... Но самое главное - в профильных оргагизациях ВВС (и, кстати, ПВО) все эти десятилетия не прекращалась выработка каких-то хотелок в космической области, как с точки зрения боевого применения, так по части техники!
Ту-136.
И вот теперь юридически военная космонавтика "вернулась в лоно" авиации. Уж КАК МИНИМУМ радикального изменения отношения заказчика в АЭРОКОСМИЧЕСКИМ системам (к коим относится и МРКС с ВРБ) вполне можно ждать!
И не потому ли всплыло
воспоминание о ЛЭКе-"демонстраторе" (кстати - необходимом этапе создания МРКС-1)? Только вот делать-то машину, описанную в статье по ссылке, негде и некому...
Поэтому порадовало
заявление генерального конструктора ГРЦ им. Макеева В. Дегтяря, что прототип "Россиянки" они планируют изготовить уже в следующем году.
ГРЦ за последние 15 лет сдал на вооружение две глубокие модификации лодочной МБР Р-29РМ, причём изготовление ракеты возобновлено после "перестроечного" перерыва и в новой, чисто российской, кооперации. Сегодня ГРЦ, что, к сожалению, давно не секрет, загружено срочнейшим и важнейшим заказом - тяжёлой МБР наземного базирования "Сармат". И раз Дегтярь такое заявляет - значит, есть у уральцев резервы, а главное - есть (в отличии от некоторых жителей столицы нашей Родины) желание РАБОТАТЬ!
Поэтому я так полагаю, что продолжение... последует.