Роскосмос создаст многоразовую ракету-носитель

Aug 20, 2015 15:31

На разработку аналога «Бурана», который позволит удешевить космические запуски, планируется потратить не менее 12,5 млрд рублей



Роскосмос создаст многоразовую ракету-носитель
Фото: ЦАГИ

После паузы в четверть века Роскосмос решил вернуться к идее использования многоразовых носителей для выведения спутников на орбиту. В проекте Федеральной космической программы на 2016-2025 годы, разосланном на согласование в министерства, предусмотрено создание «космического ракетного комплекса с многоразовой ракетой-носителем легкого класса на космодроме Восточный». Речь идет о создании перспективной ракеты, включающей крылатую первую ступень, которая после отделения от одноразовой второй ступени совершает возврат в район старта.

Опытно-конструкторская работа под шифром ЛЭК-ВРБ будет финансироваться с 2021 года, с 2019-го планируется начать разработку технического задания. До 2025 года на создание многоразовой первой ступени предполагается потратить 12,5 млрд рублей. Авторы программы отмечают, что эти деньги планируется направить на изготовление первого образца возвращаемой ступени, а стартовая инфраструктура для него будет строиться за счет средств, выделяемых ФЦП «Развитие российских космодромов на период 2016-2025 годов». В рамках ФКП-2025 предполагается начать наземную экспериментальную отработку изделия. Соответственно первый полет и возвращение ступени планируется на срок действия уже следующей космической программы.

«Космический ракетный комплекс с ракетой-носителем легкого класса с многоразовой возвращаемой первой ступенью, обеспечивающей выведение на низкие орбиты полезной нагрузки массой до 1 т, создается с учетом эскизного проекта, разработанного в рамках ОКР «МРКС-1» до 2016 года», - отмечается в тексте проекта ФКП.

МРКС-1 расшифровывается как многоразовая ракетно-космическая система первого этапа. Сама идея создания транспортной системы наподобие МРКС была сформулирована конструкторами Центра Хруничева в 2001 году, в 2011-м Роскосмос решил заказать эскизное проектирование такой системы, выделив на проект 250 млн рублей.

В 2013 году в Центральном аэрогидродинамическом институте имени Жуковского (ЦАГИ) по заказу «Хруничева» проводились исследования посадочных характеристик возвращаемого крылатого блока МРКС, выполненного в виде макета. Пресс-службой ЦАГИ тогда был опубликован облик аэродинамического макета, проходившего испытания. Многим он напомнил знаменитые космические челноки Space Shuttle и «Буран».

Впрочем, в Центре Хруничева не обещают, что и в дальнейшем их изделие будет сохранять черты многоразовых кораблей прошлого века.

- ОКР «ЛЭК-ВРБ» нельзя назвать прямым наследником МРКС, но это наследник по сути, - отметили в пресс-службе «Хруничева». - Последние 10 лет именно ГКНПЦ им. М.В. Хруничева занимался многоразовой тематикой в космической отрасли.

Идея возрождения суперпроекта «Энергия-Буран» с той или иной интенсивностью обсуждается в космической отрасли все последние годы. Например, бывший президент ракетно-космической корпорации «Энергия» Виталий Лопота использовал любую публичную трибуну с целью призвать отраслевое руководство не изобретать велосипеда заново, а сделать сверхтяжелый носитель (по идее он понадобится для пилотируемого полета на Луну) по испытанным лекалам «Энергии-Бурана».

Первая ступень ракеты - самая дорогая в производстве: на ней стоят маршевые двигатели, определяющие возможности ракеты. Стоимость двигателей, установленных на первой ступени, составляет от $10 млн до $70 млн в зависимости от конкретного изделия. Идея возвращать первую ступень ракеты-носителя невредимой и использовать ее снова прорабатывается не только в России. Глава корпорации SpaceX Элон Маск ставит целью сделать возвращаемой первую ступень ракеты Falcon 9R. К сегодняшнему дню были осуществлены две попытки посадить первую ступень от Falcon 9R на баржу в Атлантическом океане. Ни одна из них полным успехом не увенчалась, но в целом прогресс очевиден: ступень ракеты садится на баржу, но пока это происходит излишне жестко - и ступень разрушается.

- Спасаемая первая ступень - это палка о двух концах, - говорит Андрей Ионин, член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского. - Жидкостные ракетные двигатели еще пока никто не спасал и не пытался использовать повторно. Нужно тщательно смотреть, насколько затраты на создание и эксплуатацию многоразовой ступени - с дефектацией и переборкой двигателей после каждого полета - будут экономически оправданными, как многократное применение одних и тех же двигателей скажется на их надежности. Ведь если вы сэкономите 20%, но при этом ракета будет взрываться в пять раз чаще, то такая экономия никому не нужна. Плюс когда ты делаешь возвращаемую ступень, то эффективность носителя в части массы выводимой полезной нагрузки снижается минимум на 20% - нужно предусмотреть крыло, отдельную систему управления и т.д.

По мнению Ионина, альтернативным путем снизить стоимость запусков могло бы быть удешевление двигателей, стоимость которых достигает 50% от общей стоимости носителя.

Комментарии

Медленно! Медленно шевелимся! Только в 2019-м начнут формулировать техническое задание... Чего тут формулировать? Всё уже давно сформулировано! Бросайте всё и решайте вопрос! В 19-м-то году челнок должен уже стартовать.
Виктор Макаров

Интересно кто будет исполнителем работ. Из ГКНПЦ авторы идеи крылатых блоков уволились, да и их возраст не позволяет говорить даже о 2019 годе как о новом рубеже.
Сама идея МРКС с крылатыми блоками очень спорная и многократно подорвала доверие при более менее детальной проработке.
В итоге какое-то половинчатое и довольно странное решение. По крайней мере так мне видится по материалам данной статьи.
Если говорить про многоразовость, то есть более перспективная и более рациональная схема с реактивной посадкой аналогично SpaceX. Разработкой такой схемы в России занимается ООО "КосмоКурс".
Pavel Pushkin

На орбите пару челноков нужно иметь ,для сервисного обслуживания спутников да и в качестве спасательной альтернативы с МКС, а так особо какой смысл летать постоянно на первой ступени,если это дороже,пусть лучше Буран реанимируют,чем деньги в туман вкладывать.
Alexandr Kupriyanov

Отсебятина.

Вертикальная посадка ракеты на собственных двигателях хороша не только минимальными переделками одноразовой ракеты в многоразовую, но и тем, что для старта и посадки требуется минимальная по площади площадка, тогда как крылатые ракетные ступени нуждаются в настоящем аэродроме.
Для суборбитальных систем (туристических главным образом) выгода посадки ракетного блока на собственных двигателях (пассажиров предполагается возвращать в отделяемой капсуле на парашюте) бонусуется еще тем, что могут использоваться (при мудрости конструкторов) двигатели с надежностью такой же как у авиационных. Суборбитальные ракеты не имеет жестких лимитов на удельную массу конструкции в отличие от ракет космического назначения и потому могут изготавливаться с многократно большим запасом прочности и надежности. Кто не верит, тот может убедиться в этом на собственном опыте :-)

практика — критерий истины, холодные ЖРД, ракетоплан, частный космос, суборбитальные ракеты, $100/kg

Previous post Next post
Up