Лунная гравитационная катапульта - необходимый инструмент для колонизации Марса и других планет

Jul 04, 2014 15:59

Есть такая точка зрения: будут недорогие поставки сырья, следовательно, будут и недорогие запасы ракетного топлива на орбите для марсианских экспедиций.  А заодно и материалы для эффективных антирадиационных экранов, жизненно важных во время полета. Космический аппарат-накопитель (КАН или КА-накопитель) обеспечивает условия радикального снижения цен на ракетное топливо в орбитальных АЗС. А здесь есть резервы для дальнейшего понижения цен.

Возвращаемся к предыстории концепции КА-накопителя вещества. Американский изобретатель Эдвард Марвик (Edward F. Marwick, US4775120 & US5199671), чей проект был признан прототипом моего варианта КА-накопителя вещества, намеревался использовать кинетическую энергию лунного вещества для вывода на орбиту вещества с Земли. Не нужно никаких супердвигателей - всё обеспечивается грузопотоками с Луны. Схема Марвика изображена на фиг.1.

Фиг. 1 a




Фиг. 1 b




С поверхности Луны, порции реголита и металлов выбрасываются электромагнитными ускорителями (пушками). Далее эти порции ракетными аппаратами точно выводятся на траекторию, ведущую к КА-накопителю, который расположен на низкой околоземной орбите. Порция лунного вещества через приёмное отверстие забрасывается во взрывную камеру, где тормозится в результате столкновения с буферным веществом камеры. Поскольку относительная скорость входа груза с Луны равна почти 3000 м/с (или около 11000 м/с относительно Земли), то образуется избыток импульса, который Марвик использует для уравновешивания тормозного импульса, возникающего при захвате грузов с Земли. Относительная скорость поступления земных порций сырья - 8000 м/с (при нулевом значении относительно Земли). Поэтому на каждые 8 кг лунного вещества, толкающего КА-накопитель в корму, с Земли практически даром, с энергетической точки зрения, захватывается 3 кг земного сырья (8 кг х 3 км/с = 3 кг х 8 км/с).

В нашем проекте, масса КА-накопителя невелика, по сравнению с планами Марвика. Если он полагал необходимым для эффективной работы иметь на орбите Земли КА-накопитель с массой до 40 тыс. тонн (!), то у нас, все реально - масса КА-накопителя может быть от 1 тонны до 20 тонн (обеспечение малой массы КАН - это предмет изобретения). Поэтому, есть смысл рассмотреть вариант с использованием почти даровой кинетической энергии потока лунных грузов для аккумулирования вещества, забрасываемого с Земли. Может оказаться, что суммарная масса системы, включая лунную часть, будет соизмерима или даже меньше варианта системы с ЭРД и бортовой КСЭС.

Для использования даровой энергии грузов, поступающих с Луны, КА-накопитель необходимо модернизировать - оснастить вторым грузоприемником, разместив его на корме космического аппарата.  Если этого не делать, то КА-накопитель периодически придется разворачивать на 180 градусов. Вид КА-накопителя с двумя приемными устройствами грузов показан на фиг.2.

Фиг. 2




Для отправки грузов с Луны в нашем варианте нет необходимости в использовании громоздкой электромагнитной пушки на Луне. Все может быть значительно проще, дешевле и эффективнее. Вместо лунной пушки на окололунную орбиту выводится КА-накопитель, так же двустороннего действия. Этот КА поочередно захватывает порции вещества подаваемые со стороны Луны и со стороны Земли. Однако, как далее будет показано, эти грузы не земного происхождения.

Со стороны Земли грузы поступают со скоростью  7464 м/с относительно поверхности Луны. Скорость лунного КА-накопителя на орбите равна 1680 м/с.  Поэтому, в камеру накопителя грузы поступают с относительной скоростью 5784 м/с.  Импульс от этих грузов разгоняет КА и придает ему запас кинетической энергии, достаточный, что бы без существенных изменений орбиты захватить груз с Луны, масса которого в 3,44 раза больше массы груза, поступившего со стороны Земли. Такая вот дармовщина получатся.

Энергетическая дармовщина, впрочем, не совсем полная. Кое-что надо вкладывать в работу системы. Впрочем, эти вложения по силам современной технике. Речь идет об использовании эффекта активного гравитационного маневра в перигее околоземной орбиты. На этом участке, космический аппарат, например, запущенный со стороны Луны, в случае включения ракетного двигателя, может получить приращение скорости, которое даст избыток энергии по сравнению с затратами на первоначальный запуск аппарата со стороны Луны.

Рассмотрим это на конкретном примере работы лунного КА-накопителя вещества. В составе КАН находится грузовой бустер. Его скорость на окололунной орбите 1680 м/с. Если бустер получает разгонный импульс величиной до 736 м/с, то его результирующая скорость составит 2416 м/с. При такой скорости бустер способен покинуть и Луну и сферу действия Земли. Эта величина скорости берется как предельная, для того что бы можно было оценить технические параметры используемого бустера. На практике бустер не требуется выводить в межпланетное пространство.

В результате бустер покидает окололунную орбиту и выходит на околоземную эллиптическую орбиту с предельно низкой высотой в перигее, например, 120-150 км (низкая перигейная высота задается не сразу, т.к. на новой орбите бустер может находится в режиме ожидания). Скорость в перигее порядка 11000 м/с.

В перигее ракетный двигатель включается еще раз и бустеру сообщается разгонный импульс величиной 2000 м/с. Это и есть активный гравитационный маневр. С учетом уже имеющейся скорости, бустер получает суммарную скорость около 13000 м/с, при затратах характеристической скорости в 2736 м/с.  Запуск бустера с околоземной орбиты производится с таким расчетом, что бы он вернулся на Луну.

При старте с околоземной орбиты со скоростью 13000 м/с бустер на расстоянии одного радиуса лунной орбиты будет иметь скорость 6930 м/с. С учетом орбитальной скорости Луны и ускорения в гравитационном поле бустер при падении на лунную поверхность будет иметь скорость 7464 м/с. Однако, аппарат не падает на Луну, а направляется корректирующими двигателями в сторону орбитального накопителя. На подходящем удалении, груз несомый бустером, представляющий собой свернутый корд, разворачивают в виде трека длиной 3000-10000 м (и при необходимости на большую величину).  С учетом разницы скоростей, груз поступает в КАН со скоростью 5784 м/с.  Импульс движения КАН возрастет и если теперь на пути КАН поместить порцию груза с Луны, то масса такого груза равна 344 кг на каждые 100 кг груза, толкающего КАН со стороны кормы.

Итак, есть существенное приращения энергии и массы, т.е. система из пары КА-накопителей может обеспечить саму себя необходимой для работы энергией. Источник этой энергии - запас механической энергии вещества Луны в гравитационном поле Земли. Мы нашли эффективный и промышленно реализуемый способ утилизации этой энергии.

Рассмотрим теперь баланс расхода и поступления энергии и вещества. Допустим, что масса бустера, который стартует с орбиты лунного КА-накопителя, равна 100 кг (из них 10 кг - масса конструкции). КА использует ракетное топливо, произведенное на Луне. Ракетные двигатели бустера водородно-кислородные. Полезный груз бустера - катушка с кордом из армированного гидрогеля. Разгонный импульс, который двигатели сообщаю бустеры не превышает 736 м/с. К этому импульсу добавляется второй, который сообщается бустеру в перигее околоземной орбиты. Прирост скорости равен 2000 м/с.  Итого, затраты характеристической скорости равны 2736 м/с. Если удельный импульс двигателей равен 4500 м/с, то расход топлива составит 45,5 кг, а конечная масса - 54,5 кг.

Допустим, для удобства расчетов, что бустер изготовлен из металлов, произведенных из лунного реголита (при помощи 3D-принтеров). Топливо, как выше указано, тоже произведено из лунного сырья. Тогда тормозной импульс, возникающий при захвате КА-накопителем порции лунного сырья равной по массе конструкции бустера, равен 100 кг х 1680 м/с. А разгонный импульс, сообщаемый КА-накопителю грузом бустера после облета Земли, равен 44,5 кг х 5784 кг. На первом этапе импульс равен 16800 кг•м/с, а на втором 257388 кг•м/с. Вторая величина больше первой в 1,532 раза. Это значит, что теперь КА-накопитель может вместо 100 кг, захватить 153 кг лунного сырья. Разница в 53 кг - это та масса вещества, которая может быть направлена к Земле в орбитальные АЗС в виде ракетного топлива, необходимого для межпланетных перелетов, а так же в виде металлов, необходимых для орбитальных автоматических мастерских, оснащенных 3D-принтерами. Однако, кроме 53 кг захваченных с Луны, есть еще заброшенная бустером в накопитель порция массой 44,5 кг, что дает итоговый прирост массы в размере 97,5 кг. Эту массу сырья можно использовать на нужды аппаратов, запускаемых с Земли, для чего и нужен КА-накопитель лунных грузов на околоземной орбите.

В околоземный КА-накопитель поступит только часть этого прироста массы - затраты на топливо составляют 45,5%, и на массу конструкции бустера еще 10%. Итого, в околоземный КАН поступает 44,5% лунного вещества или 43,4 кг. Импульс этой порции груза равен 43,4 кг х 3000 м/с. Таким образом, тормозной импульс от захвата земного сырья округленно равен 16,3 кг х 8000 м/с. Всего в околоземный КА-накопитель поступает 59,7 кг вещества лунного и земного происхождения. В течение года КАН совершает более 5 тыс. оборотов вокруг Земли, поэтому за 1 год масса аккумулированного сырья составит 299 тонн.

В том случае, когда суборбитальные ракеты, формирующие на пути околоземного КАН дорожку из передаваемого сырья, обеспечивают дополнительный разгон этой массы вещества до 5000 м/с относительно поверхности планеты, то с Земли в КАН может забрасываться до 43,4 кг земного сырья или всего 86,8 кг с учетом доли лунного груза. Вариант с такой суборбитальной скоростью выгоден, в виду того, что он допускает использование недорогих и многоразовых ракет-носителей. Здесь за год масса захваченных грузов составит 434 тонны.

Реализации рассмотренной схемы, предполагает, однако, создание роботизированной добывающей станции на поверхности Луны. Задача станции - сбор реголита, простейшая его обработка в виде гранулирования пыли,  и переброска полученных полуфабрикатов в лунный КА-накопитель с небольшой суборбитальной скоростью (см. фиг.3). Такая переброска возможна механическими устройствами, которые аналогичны так называемым грунтометам. Массы и габариты оборудования для такой лунной станции не требует тяжелых ракет-носителей. Имеющиеся РН типа «Протон» способны обеспечить доставку необходимого оборудования.

Фиг. 3



Переработку реголита в ракетное топливо и конструкционные материалы целесообразно осуществлять на борту орбитальной станции - это избавляет от затрат связанных с обеспечением посадки оборудования на Луну. Затраты сокращаются в несколько раз.

Выводы. В нашем распоряжении появились средства, обеспечивающие использование естественных запасов механической энергии гравитационных систем небесных тел. Использование такого ресурса открывает новые возможности в колонизации Солнечной системы. Теперь многие направления космической деятельности способны стать рентабельными промышленными проектами, избавляющими космонавтику от государственных дотаций и обеспечивающих доходность, достойную внимания крупных инвесторов.

Примечания. Приведенные данные по конкретным значениям масс космических аппаратов условны. Реальные устройства могут иметь иные абсолютные и относительные значения масс.

Принципиальные схемы (анимация)

image Click to view



image Click to view



Перепост на МарсТракторе

Луна, mars, Марс, moon one, патент, Марвик Эдвард, орбитальные АЗС, moon, гравитационная катапульта

Previous post Next post
Up