ПАТЕНТОВАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ МАРКЕТИНГА

Dec 20, 2013 21:21

ЗАРУБЕЖНОЕ ПАТЕНТОВАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ МАРКЕТИНГА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК
Буряк.М
Всесоюзный научно-исследовательский институт государственной патентной экспертизы .
Введение .

В современных условиях дефицита бюджетного финансирования науки ученые и специалисты промышленности все большее внимание уделяют коммерческой реализации своих разработок, в том числе за рубежом с целью поиска инвестиций. При этом стратегия маркетинга в условиях превышения предложения научного продукта над спросом должна непременно включать обеспечение правовой охраны разработок в соответствующих регионах, т.е. зарубежное патентование изобретений.
Экономическую целесообразность этих мер обычно оценивают путем сравнения расходной и предположительно доходной частей соответствующей деятельности. Однако попытки применить этот простой алгоритм к определению целесообразности патентования, прежде всего зарубежного, осложняются неопределенностью оценки возможного эффекта патентования (в виде защиты продукции собственного производства, в том числе при ее экспорте, или продажи технологий по лицензии) на том раннем этапе жизненного цикла объекта техники, на котором происходит подача заявок.
Следует, однако, учитывать, что при решении вопроса о целесообразности патентования необходимо также иметь в виду такие трудно выразимые в денежных единицах факторы (тем не менее имеющие несомненно коммерческое значение), как престиж разработчика и его известность на рынке современных технологий и продукции. В этом смысле патентование можно сравнить с рекламной деятельностью, связанной только с расходами и не дающей никаких доходов непосредственно, а лишь способствующей (и часто - в гигантской степени) получению или росту доходов в материальной сфере деятельности рекламируемого.
Итоговое решение заявитель принимает зачастую исходя из посильности соответствующих расходов, поскольку в большинстве стран, входящих в Содружество Независимых Государств (СНГ), заявители в большинстве случаев не получают государственной поддержки и самостоятельно несут издержки, связанные с зарубежным патентованием.
1. Стоимость зарубежного патентования
Суммы расходов на зарубежное патентование складываются в основном из трех составляющих:
- Первой составляющей является оплата официальных пошлин, взимаемых патентным ведомством соответствующей страны. Часто они состоят из двух наборов: какая-то часть действий заявителя облагается пошлинами, имеющими статус государственных пошлин и, следовательно, устанавливаемых парламентами или, по их поручению, правительствами, а другая часть - ведомственными патентными пошлинами (тарифами). Для плательщика это безразлично: важно, что он обязан платить соответствующие суммы, причем, как правило, перед совершением процедурных действий.
- Второй составляющей расходов на зарубежное патентование является оплата услуг зарубежных патентных поверенных (патентных агентов). Это связано с тем обстоятельством, что практически во всех странах, имеющих развитую систему охраны промышленной собственности, иностранцы обязаны вести дела только через зарегистрированных в данной стране патентных поверенных. Таким образом, для совершения любых действий в зарубежном патентном ведомстве необходимо прежде всего найти компетентного зарубежного патентного поверенного (при патентовании в нескольких странах - нескольких поверенных), заключить с ним соответствующий договор, выдать доверенность и передать ему необходимые документы. С учетом проблем ведения расчетов и получения платежей от российских клиентов зарубежные поверенные в последнее время часто отказываются вести дела без предоплаты своих расходов (включая официальные пошлины патентным ведомствам, оплата которых осуществляется также через патентных поверенных).
- К последней, третьей, составляющей надо отнести оплату услуг (или найма) специалистов внутри России на подготовку материалов заявок в соответствии с требованиями стран предполагаемого патентования, их перевод, патентный поиск, а также оплату почтовых и телефонных расходов. Соответствующие расходы составляют от 10 до 30% от суммы первой и второй составляющих; большей величине соответствует вариант использования услуг известных консалтинговых фирм. Однако в данном случае цель оправдывает средства.
Размеры официальных пошлин публикуются патентными ведомствами в их бюллетенях; патентные поверенные (и их ассоциации) предпочитают называть стоимость лишь отдельных (чаще рутинных) действий и общие принципы установления других своих тарифов, в числе которых:
- время, необходимое на выполнение работы, и соответствующая квалификация исполнителя;
- необходимость, в конкретных обстоятельствах, отказа поверенного от обслуживания других клиентов (например, при ведении спорной заявки поверенный на период контракта будет вынужден отказаться от ведения заявок конкурентов клиента по той же тематике);
- срочность работ, устанавливаемая клиентом;
- опыт, репутация поверенного (или бюро поверенных);
- тарифы, применяемые в других областях деятельности к аналогичным работам (перевод и т.п.).
Общие расходы существенно различаются в разных странах, зависят от сложности патентной заявки, варианта патентования, квалификации поверенного, а зачастую также от субъективного отношения к заявке зарубежного патентного эксперта. Практически невозможно точно определить эти расходы заранее, и может быть сделана только их вероятностная оценка.
В целом зарубежное патентование является довольно дорогостоящей процедурой. Сугубо приблизительно, для целей общего планирования, можно принять стоимость патентования одного изобретения в одной стране (от подачи заявки до выдачи охранного документа), равной 3,5 тыс. долларов США при значительном числе стран патентования. В то же время в таких регионах, как Западная Европа, Япония и США, цены патентования могут в два-три раза превышать названную цифру.
Единственным нормативным документом, дающим возможность оценки общих расходов на зарубежное патентование, остаются "Методические рекомендации по патентованию изобретений в зарубежных странах", утвержденные постановлением Госкомизобретений СССР от 27 июня 1991 г. № 5(11) |1]. Приложение IX к упомянутым рекомендациям содержит сведения о средней стоимости патентования изобретений за границей по состоянию на 01.01.91 г. Эти сведения были получены из анализа реальной стоимости зарубежного патентования по счетам Управления по патентованию Торгово-промышленной палаты СССР, осуществлявшего ранее в обязательном порядке посредничество между советскими патентующими организациями и зарубежными поверенными.
Ввиду последующей децентрализации работ по зарубежному патентованию, осуществленной в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 28 марта 1990 г. №300 "Вопросы правовой охраны изобретений, промышленных образцов и товарных знаков за границей" и в связи с принятым позднее национальным патентным законодательством России и других стран СНГ, современных столь же представительных данных о стоимости патентования не существует, хотя отдельные данные содержатся в [2].
Разумеется, приведенные в вышеупомянутом приложении данные должны быть скорректированы на инфляцию в сторону увеличения официальных патентных пошлин. Например, в США так называемая "основная пошлина" при переводе международной заявки на национальную фазу в ноябре 1990 г. составляла 630 долларов США, в 1995 г. - 960 долларов, а с октября 1996 г. равняется уже 1040 долларам.
Для регионов, наиболее часто интересующих российских заявителей, данные упомянутого приложения [1] приведены в табл.1.
Таблица 1. Издержки на зарубежное патентование

Регион
Подача заявки
Получение патента

Европатент (немецкие марки)
12000 (8250)
[9000] 20000

США (доллары США)
1500 (1500)
[1800] 5000

Япония (японские иены)
324000 (3150)
[4700] 600000

ИТОГО

[15500]

В столбце "подача заявки" в круглых скобках приведены необходимые издержки, пересчитанные в доллары США для удобства оценки общих расходов. В квадратных скобках приведены суммы в долларах США, скорректированные на произошедшие изменения с 1991 по 1995 г.; ввиду неполноты публикуемых данных (см. выше) ЗДЕСЬ УЧТЕНЫ НЕ ВСЕ ИЗМЕНЕНИЯ, хотя они уточнялись при ознакомлении с ответами и счетами патентных поверенных.
Под стоимостью подачи заявки здесь понимаются расходы непосредственно перед подачей или сразу же после нее; последующие расходы (показанные в табл.1 как расходы по получению патента) в некоторых странах откладываются по желанию заявителя на достаточно длительный срок (например, в Японии до семи лет с даты подачи международной заявки), в некоторых наступают после определенного действия Патентного ведомства (например, в США - примерно через два года после перевода заявки на национальную фазу), в некоторых требуются немедленные ежегодные выплаты (европатент).
Следует отметить, что приведенные выше суммы расходов рассчитаны исходя из минимального использования услуг зарубежных патентных поверенных, что не всегда оправдано, поскольку иногда оборачивается большими издержками на стадии переписки с экспертизой.
В качестве примера тарифов на дополнительные услуги в табл.2 приводятся тарифы (в долларах США) одного из американских бюро патентных поверенных.

Таблица 2. Издержки на дополнительные услуги патентных поверенных США

Редактирование заявки на изобретение, подготовленной зарубежным профессиональным патентным поверенным, на ее соответствие требованиям патентного ведомства США
700

Подготовка заявки в соответствии с требованиями патентного ведомства США на основе описания, составленного изобретателем
2500

Подготовка и подача жалобы в Апелляционный совет патентного ведомства
1400

Подготовка и подача жалобы в Патентный суд
3500

Личное представительство при разборе жалобы в Апелляционном совете или в Патентном суде
2100

.
Соинвесторы, ау!

патент, соинвесторы, Ынжой!, welcome

Previous post Next post
Up