СТО МЕСТ МОСКВЫ | Место 035: Орган Московской Центральной церкви ЕХБ

Apr 21, 2013 01:08





Реставрация органа Московской центральной церкви Евангельских христиан-баптистов была завершена совсем недавно - в 2012 году.


Вчера, 20 апреля, «СемиНотка» побывала у «Короля музыкальных инструментов» в гостях. Второй раз в жизни я увидел орган вблизи. И даже успел понажимать на клавиши: не возбранялось. Правда, все мои скромные познания выветрились. Как-никак, целых 10 лет назад закончил музыкальную школу, да и то не по классу фортепиано.




Прямо сейчас органист Татьяна исполняет Токкату и Фугу ре минор Баха (BWV 565). Конечно, по снимку сложновато определить, что именно звучит, но вы мне поверьте на слово.
Между прочим, трубы, которые мы видим (я слышал, что они называются фасадом органа), не звучат. У них исключительно декоративная функция.




Я потом звучащие органные трубы покажу.




Пока Татьяна отошла в сторонку, я сфотографировал её «рабочее место». На этом органе есть 4 клавиатуры: 3 мануала (клавиатуры для рук) и педаль - клавиатура для игры ногами. Самые низкие звуки извлекаются именно при помощи педали.
Послушайте, пожалуйста, предложенную выше композицию с момента 01:26. Именно на педали исполняются четыре самых низких ноты: «ПО-БО-БО-БОММ!!!»




Орган можно «заставить» звучать по-разному. Его звучание может быть похожим на звучание флейты, или гобоя, или целого струнного оркестра... За каждую манеру звучания отвечает какой-то определённый набор труб. Выдвигая тот или иной шпенёк, органист включает какой-либо регистр, активируя соответствующий набор труб. Остальные наборы труб блокируются, если шпеньки задвинуты (регистры выключены).
Слева от мануалов расположены шпеньки, отвечающие за второй и третий мануалы. Счёт мануалов, как линеек в нотном стане, идёт снизу.




Справа от мануалов расположены регистры педали и первого мануала.
Каждый регистр подписан. В первой строчке - «приписка» регистра. Либо это регистр педали (P), либо мануалов (соответственно, М, MII, MIII). Во второй - собственно название регистра. В третьей - длина самой большой трубы регистра в футах. Очевидно, что чем труба короче, тем звук выше.




Ага, а вот и сами трубы. Самые маленькие размером с шариковую ручку, самые большие - выше человеческого роста.







Кнопочки над мануалами также служат для переключения регистров. На мой взгляд, во время исполнения какого-либо произведения ткнуть в кнопочку над мануалами куда легче, чем убирать руку от мануала и двигать шпенёк. Татьяна рассказывала, что раньше у каждого органиста были два помощника. Один накачивал воздух, другой переключал регистры. Наверное, он же и ноты перелистывал, этого она не сказала.




Звук в органе создаётся за счёт давления воздуха, проходящего через трубы. Нагнетается воздух при помощи электрического насоса - в живом «качальщике» надобности нет. А на фотографии манометр и табличка, из которой следует, что этот орган был создан Эрнстом Рёвером и является 73-м по счёту у мастера.
Ага. Госпожа schrotmueller, профессиональный органист, уточняет: на фото не манометр. На этом циферблате показано, сколько ещё осталось до полного раскрытия всех труб. Если педаль Rollschweller нажимать постепенно, то и регистры будут так же постепенно вступать. Больше регистров зазвучало - стрелочка ближе к двенадцати.




Как я уже сказал, на этом органе три мануала. Счёт их идёт снизу. Внизу первый, посерёдке второй, ещё выше третий. Первый звучит громче всех, второй потише, третий ещё тише. Если одну часть композиции нужно исполнить громче, вторую тише, то органист в нужный момент переходит с одного мануала на другой.




Педаль, как видим, имеет тот же принцип, что и мануалы. Видны как «белые» клавиши, так и «чёрные».




Бывает такое, что нужно включить все регистры органа. Для этого существует режим игры Tutti (итал. «всё»), который активируется педалью «Rollschweller». Невозможно передать словами, что чувствует человек, находясь рядом с органом, звучащим в этом режиме. Это можно только прочувствовать.




Четыре педали, отвечающие за общую громкость звучания. «Auslöser» - полное отключение органа; «mf», «f» и «ff» - меццо-форте, форте, фортиссимо. Не очень громко, громко, очень громко.

Вот и всё.



культура и искусство, о прекрасном, ЦАО, СемиНотка, музыка, Сто мест Москвы, Басманный район

Previous post Next post
Up