«Бронзовая птица» А.Н. Рыбакова и реальная городская легенда

Oct 17, 2012 18:10

В книге Анатолия Наумовича Рыбакова «Бронзовая птица» персонаж Жердяй рассказывает страшную легенду:

    «Там граф с сыном закопаны. Прямо в гати. Царица приезжала сюда, давно ещё, до Наполеона. Вот царица приехала и казнила графа с сыном. А хоронить не позволила. Велела прямо в грязь закопать, на гати, чтобы все по ним ездили. Так они там закопанные и лежат... Томятся, значит, их душеньки. Так и стонут под гатью, так и стонут. Я сам туда ходил, слышал. Старый граф этак глухо стонет: постонет, да перестанет, постонет, да перестанет. А молодой - громко, точно плачет, ей-богу!.. А в самую глухую полночь старый граф выходит на гать. Старый, борода до колен, белый весь, седой. Выходит и ждёт. Увидит прохожего человека и говорит ему: "Пойди, говорит, к царице и скажи, пусть, мол, похоронят нас по христианскому обычаю. Сделай милость, сходи!". Так это просит слёзно да жалостливо... А потом кланяется. А вместо шапки снимает голову. Держит её в руке и кланяется... Стоит без головы и кланяется. Тут кто хошь испугается, с места не сдвинешься от страху. А старый граф кланяется, голову в руках держит и идёт на тебя. А прохожему главное что? Главное - на месте выстоять. Коли выстоишь, так он подойдёт к тебе вплотную и сгинет. А если побежишь, так тут и упадёшь замертво. Упадёшь замертво, а граф тебя под гать и утащит...»

Если хотите, можете посмотреть эпизод из фильма «Бронзовая птица» с историей Жирдяя. Смотреть с момента 15:50.

image Click to view



А вот история из книги фольклориста М.Н. Макарова «Русские предания», изданной в 1838-1840 годах:

    «Лет за семьдесят до наших дней рассказывали, что под мостом близ деревни Голыгино (на Троицкой дороге) в каждую полночь жаловались и плакались души Хованских, казненных по домогательству (будто бы) царевны Софьи в селе Воздвиженское, и потом затоптанных в гати под Голыгино.
    Долго видели, что тени несчастных сына и отца Хованских выходили на Голыгинскую гать, останавливали проезжих и прохожих и требовали свидетельств к суду Божию на князя Василия Голицына, Хитрова, Хлопотова. Говаривали, что один из Хованских, кланяясь прохожему, снимал свою отрубленную голову, как шапку.
    Потом тени страдальцев под Голыгинскою гатью заменены были стоном лешего; но теперь нет, кажется, уже и лешего…»

Как видим, история пересказана слово в слово. Сам Рыбаков ничего не придумал. Наверное, читал Макарова. Который тоже ничего не придумал, а честно передал народную легенду.
Но есть два очень важных нюанса.
Первый. Жердяй не называет точного времени, когда князья Карагаевы (по всей видимости, Хованские были их прототипом) были казнены. «Ещё до Наполеона», и только. Потом врач, приезжавший лечить Севу и Кита, уточнил: было это при Елизавете Петровне.
А история с Хованскими происходила, как видно, при царевне Софье в 1682 году. Вот только казнены Хованские были не за домогательство царевны Софьи, а за организацию стрелецкого бунта, который впоследствии был назван «Хованщиной». Да-да, именно об этом бунте Мусоргкий и написал свою бессмертную оперу «Хованщина».
И второй. Ещё в первых строках повести Рыбаков пишет, что действие происходит в Рязанской губернии. Однако, деревня Голыгино (ныне она входит в состав Сергиево-Посадского района Московской области) в состав Рязанской губернии не входила никогда. Также автор использует топонимы Голыгинская гать (вообще ничего не изменил) и Утча. На самом деле, рядом с Голыгиным протекает река Воря. Но южнее, ближе к Москве, есть река Уча. Разница всего в одной букве.
Таким образом, единственный топоним, соединяющий легенду книжную с легендой реальной - это Голыгинская гать. А единственное совпадение в факте - обстоятельства казни, погребения в гати и последующих явлений призрака. Время действия было перенесено на более чем полвека вперёд. Место действия - на сотни километров к юго-востоку от реального.

культура и искусство, о прекрасном, история, книги, Московская область, литература

Previous post Next post
Up