Лабиринты духа

Nov 30, 2016 21:16



Ленин Уэллсу: Ну давай, расскажи мне про эволюционный путь!

Мой несколько сумбурный доклад по Климу Самгину опубликовали. Вообще, конечно, сообщение мое было посвящено Марии Будберг и тому влиянию, которое она могла оказать на Максима Горького. Но данной моей работе я, в общем-то, как-то остался в рамке романа. Тем самым собственно биографическая часть, посвященная Марии Игнатьевне, выпала.

Товарищи меня поправили. Но тут, должен сказать, всё далеко не так однозначно. То есть, конечно, Будберг являлась гражданской женой Уэллса. И, конечно, она даже принимала участие в заседаниях Пен-клуба, в котором заправляли фабианцы. Но значит ли это, что она сама принадлежала к этому сообществу - я не уверен. То есть она вполне могла с ними сотрудничать, оказывать им ряд услуг. Например, специфическим образом обезвреживать в каком-то смысле подлинно-коммунистические порывы Герберта Уэллса. А ведь такие порывы у Уэллса в действительности были. Но значит ли это, что фабианское общество было духовным «домом» Марии Закревской-Будберг? Мне кажется, что всё не так просто.

Во всяком случае, для меня на данном этапе гораздо более важной находкой была та незримая связь ее отца - Игнатия Платоновича Закревского с английским писателем, общественным деятелем сэром Бульвер-Литтоном, которую мы обнаружили, вчитываясь в «Жизнь Клима Самгина».

А почему собственно «незримая»? Связь могла быть вполне себе конкретной, и наверняка таковой и являлась. Напомню, что дети Игнатия Платоновича в начале ХХ века оказываются в российском посольстве в Лондоне. И, несмотря на невысокий статус, занимаемый ими при посольстве, сразу же входят в высшие круги лондонского общества. Скажите, это было бы возможно без особых элитных связей?

Чтобы понять, куда именно попадают отпрыски Закревского нам нужно разобраться с духовно-политическим наследием Бульвера-Литтона. Чем и займемся.



Закревские, Фабианское общество, Горький

Previous post Next post
Up