Регулируемое инферно

Jun 23, 2016 21:48



Тема Карфагена не может быть затронута без того чтобы не рассмотреть религиозный культ этой части средиземноморской цивилизации, известный человеческими жертвоприношениями.
Но что мы знаем о человеческих жертвоприношениях из истории древнего мира? Где и в каком виде существовали еще подобные культы? Каким богам поклонялись эти народы? И какое значение подобные практики имели в жизни тех обществ, где они существовали - мы почти ничего об этом не знаем. Может это и к лучшему, что в школьной программе эти вопросы в некоторой степени табуируются, но вместе с тем в современном обществе нет и достаточного осознания проблемы как таковой. А между тем проблема более чем серьезная.

На протяжении последних веков своей истории человечество не раз погружалось во тьму бесчеловечности, но лишь единожды этот ужас массового ритуального человекоубийства был легитимирован на уровне государственной идеологии. И произошло это не абы где, а в самом сердце Европы. И кажется невероятным, что после того, что случилось, человечество так и не изучила этот вопрос со всей доскональностью.

Что побуждало людей древнего мира (которые не так уж от нас отличались) использовать подобные ритуалы? Не ответив на этот вопрос, мы не сможем до конца разобраться, в чем природа фашизма, а значит, и не сможем предотвратить рецидив оного, тем более что в современном обществе со всеми его социальными потрясениями предпосылок к подобному рецидиву более чем достаточно.

Следов подобных культов в культурном пространстве человечества осталось не так уж много. Но кое-что лежит на поверхности. Например, всем известный древнегреческий миф о Минотавре. Ведь не зря же в этом мифе указывается точное количество юношей и девушек, которых должны уплатить в качестве дани. За мифом, как правило, стоит некая, вполне конкретная реальность. Какой именно «Минотавр» и как «съедает» свои жертвы - вопрос отдельного исследования, но и без этого понятно, что речь идет о человеческих жертвоприношениях.

Другой широко известный случай - это несостоявшаяся попытка жертвоприношения Исаака Авраамом. Бог просит Авраама принести в жертву Исаака. Из ветхого завета мы помним, что у Авраама долго не было детей, что Исаак хоть и не единственный, но долгожданный ребенок, что он бесконечно дорог Аврааму. И не смотря на это, Авраам готовится исполнить волю Бога, не сомневаясь в правильности данного ему испытания. В данном случае речь идет именно об испытании веры Авраама в своего Бога. И, безусловно, Авраам с честью проходит его и является здесь примером духовной стойкости. Но несомненен и тот факт, что сколь бы испытание ни было жестоким, у Авраама нисколько не возникает вопросов к испытанию как таковому. То есть просьба Бога не является странной для Авраама, не кажется ему чересчур экзотичной.

Дело в том, что в древней Палестине подобного рода жертвоприношения были широко распространены. Согласно господствовавшей в то время в регионе религиозной традиции, в жертву необходимо было принести первенца. Строительство семейного очага, дома начиналась с того, что в фундамент дома закладывалось тельце убитого ребенка.
Почему первенца - существует гипотеза, согласно которой в силу практиковавшихся тогда ранних браков первенцы вырастали "слишком быстро". То есть подрастающее поколение слишком рано начинало составлять конкуренцию отцам, которые находились еще в расцвете сил. Таким образом, инфантицид первенцев предотвращал взрыв семей изнутри и стабилизировал патриархальное общество.

Культ Баала (Кроноса/Сатурна) наиболее долго продержался у финикийцев, которые перенесли его с территории Палестины в северную Африку, основав там город Карфаген. На территории Карфагена обнаружено огромное кладбище с захоронениями детей. Это помимо того, что наиболее почетные жертвы приносились финикийцами на исторической родине в Тире.

Вопрос тут собственно в следующем: на этапе раннего развития, когда малые группы в условиях ограниченности ресурсов вели борьбу за выживание, для которых вопрос внутренней организации - был вопросом выживания всей группы и которая в силу этого не могла позволить себе какие-либо конфликты внутри себя - подобная практика могла быть хоть сколько-нибудь оправдана. Но финикийцы - это не примитивная народность, обеспокоенная проблемой выживания. Финикия - это передовое по тем временам торговое государство. Так какую же функцию выполняло в этом случае детоубийство? Как подобные практики влияли на общественную жизнь? Что это за жизнь была такая, на каких основаниях она строилась, на чём держалась?

Был ли это опять-таки своего рода способ регулировки социума по экономическим соображениям? Или к тому времени практика жертвоприношений приобрела сугубо религиозный характер? Если да, то каким образом финикийцы-карфагеняне это все идеологически концептуализировали? Каков был их метафизический расклад на земле и на небе? Что там было с душой?

Все эти вопросы требуют более детального рассмотрения с соответствующим уровнем погружения в тематику. Но уже в качестве рабочей гипотезы мы можем предположить, что далеко не все граждане Карфагена имели право на душу, что только избранные могли позволить себе такую роскошь.

Ну а остальным - видимо, как повезет. Такова уж природа фашизма. И не трудно убедиться, изучая его древние предтеча, что сугубо националистическая или расовая компонента в деле разделения рода человеческого какой-то особой роли не играет.

Баал, Карфаген, фашизм

Previous post Next post
Up