Одна капелла четырёх вероисповеданий

Nov 30, 2016 00:55

И снова на экране Манчестер. Очень уж меня занимает этот город, очень много тут неожиданного в "судьбах наследия".
Английского архитектора Чарльза Бэрри интересно сравнить с Константином Тоном. Бэрри лишь немногим моложе Тона - Тон родился осенью 1794 года, а англичанин - весной 1795 года. Оба посвятили юность изучению античных памятников, оба приложили немало усилий для становления "национального стиля" в своих странах. В области гражданской архитектуры главное творение Чарльза Бэрри - громада неоготического Вестминстерского дворца, воткнутого в центре Лондона, на берегу Темзы. Почти одновременно с Бэрри Константин Тон ставит в центре Москвы громаду Большого Кремлевского дворца. Конкурс на строительство Вестминстерского дворца Бэрри и Пьюджин выиграли в 1836 году. Задачу по проектированию дворца в Москве Николай I поставил перед Тоном год спустя. Учитывая известное англоманство императора очевидно, что одним из поводов к полной реконструкции дворца в первопрестольной столице послужило строительство в столице Британской Империи.


Помимо Вестминстерского дворца в Великобритании сохранилось немало построек, сооруженных Бэрри.
Одна из лучших его культовых построек - капелла унитариев в Манчестере. Её история, особенно - история за последние сто лет - достаточно поучительна, чтобы рассмотреть её отдельно. Капелла сооружена в 1837-1839 годах, в годы, когда слава Чарльза Бэрри достигла пика.
Капелла находится в Chorlton on Medlock - когда-то этот район был пригородом Манчестера, но за последние два столетия город разросся настолько, что Chorlton - практически центр. Она стоит всего в километре к юго-востоку от главного железнодорожного вокзала города, на оживленной Upper Brook Street, рядом с университетом. Когда капеллу начали строить, это место еще находилось вне городской черты, но уже в 1838 году была включено в состав быстро растущего города.
Унитарии - одно из многочисленных в Великобритании течений христианства, ответвление Пресвитерианской церкви. В отличии от большинства христиан, он не признавали догмата о Троице - единстве Бога в трёх лицах. За это, собственно, они и получили своё название. У нас в России их можно условно сравнить с каким-либо сложным толком в беспоповском старообрядчестве. В начале XIX века в фабричном Манчестере унитарии были достаточно влиятельны - как и старообрядцы в наших текстильных городах. Не удивительно, что затеяв строительство своего нового молитвенного дома они привлекли одного из самых известных архитекторов страны.
Капелла была спроектирована в формах неоготики. В Великобритании, где неоготика делится на ряд подстилей, эта её версия именуется ранне-английским стилем (Early English style). В XIX веке неоготика стала господствующей в культовой архитектуре Англии, но для 1830-х годов выбор неоготики для строительства храмового здания нонконформистской религиозной общины был достаточно новым событием. Молитвенный дом представляет собой прямоугольную постройку. Внутри обширного молитвенного зала с трёх сторон были устроены балконы. Стены здания сложены из прямоугольных блоков жёлтого песчаника, высокая двускатная кровля была покрыта шифером. Обращенный к улице западный фасад украшен огромной аркой, в верхней части противоположной восточной стены помещено характерное для готики круглое окно-"роза". Боковые фасады здания украшены контрфорсами, стены увенчаны острыми башнями-пинаклями. В 1887 году, к "золотому юбилею" королевы Виктории - 50-летию ее восшествия на престол - община унитариев соорудила рядом со своим молитвенным домом двухэтажное здание воскресной школы, также выдержанное в формах неоготики. Поставленная с северной стороны от молитвенного дома постройка была соединена с ним коридором.
В начале ХХ века община манчестерских унитариев стала приходить в упадок, и в 1921 богослужения в молитвенном доме прекратили. Здание было продано, и в 1928 году его приобрела другая религиозная организация - Валлийская Баптистская Церковь - выходцы из Уэльса были многочисленны в Манчестере. У баптистов молитвенный дом оставался до 1970-х годов. В 1974 году городской совет совершил принудительный выкуп здания молитвенного дома у баптистов - при планировавшемся в то время расширении улицы здание предполагалось снести. Однако снос так и не состоялся - планы расширения Upper Brook были пересмотрены, а в 2005 и вовсе отклонены. Между тем в октябре 1974 года здание было включено в список архитектурного наследия с уровнем Grade II*.




В 1977 году городские власти передали капеллу во временное пользование общине Свидетелей Иеговы, продержавшейся здесь до 1980-х годов (иногда, правда, пишут, что иеговисты получили здание в 1960-х и расстались с ним в 1974). Средств на поддержание постройки в порядке у иеговистов не было, и здание неуклонно ветшало. В 1980-х годах новым пользователем бывшей капеллы унитариев стала мусульманская община. Комплекс здания капеллы и воскресной школы был объявлен "Исламской Академией", хотя фактически использовался в первую очередь как молитвенное здание. Техническое состояние построек при этом не улучшалось - средств на капитальный ремонт не было и у новых владельцев. Зимой 2005-2006 годов по распоряжению городских властей была демонтирована большая часть крыши над молитвенным залом - сообщалось, разумеется, что это вызвано соображениями безопасности и конструктивными дефектами, исходно имевшимися в здании. Фактически, от молитвенного дома осталась только коробка стен, разрушение которой под воздействием осадков только ускорилось. "Исламская Академия" продолжила функционировать в здании бывшей воскресной школы еще девять лет. Отметим интересный факт - уровень Grade II* предполагает, что в "предмет охраны" памятника входит как экстерьер, так и интерьер. О сохранении интерьера молельни в условиях отсутствия крыши говорить не приходится - но, как видим, такие случаи и в Великобритании возможны.
Здание было внесено в национальный список "наследия в опасности": Heritage at Risk Register
Викторианское общество в 2010 внесло постройку в top-10 наиболее беззащитных построек Англии и Уэльса.


В общем многое делалось для привлечения внимания к бедственному состоянию здания. Но долгое время всё это было напрасно, полумиллиона фунтов стерлигнов на выведение здания из аварийного состония ни у кого не было, а попытки "Исламского университета" получить финансирование от Heritage Lottery Fund - того, который помог в сохранении находящегося неподалеку Гортонского монастыря, о котором я уж писал, почему-то не увенчались успехом.
Начиная с 2009 года город пытался продать хоть кому-то здание, но желающие нашлись не сразу, а только в 2013 году. Было решено восстановить здание и приспособить под малогабаритное жилье - в первую очередь для студентов расположенного по соседству Манчестерского Университета. Мусульманская община активно занималась сбором подписей, упирала на свою значимость для города, но успеха не добилась. В 2015 году занятия "академии" были перенесены в новую мечеть, расположенную подальше от центра Манчестера, после чего начались работы по реконструкции капеллы. Проектом предусмотрено укрепить существующие стены металлическими связями, перепланировать помещение, поделив его внутри на пять этажей, и восстановить кровли с сохранением первоначального профиля. Здание воскресной школы также перестраивается - от него также остаются только внешние стены, а внутри оно делится на три этажа. Внутри молитвенного дома и воскресной школы будут устроены 87 малогабаритных квартиры-комнаты. В настоящий момент как раз ведутся работы по приспособлению капеллы унитариев под жилье, окончание работ намечено на 2017 год.


История любопытная, и в чём-то поучительная. Вообразите себе, что такое в Москве или Петербурге происходит, представьте реакцию памятникоохранной общественности и свою собственную.

Ссылки для самостоятельного изучения:
http://savingchapel.com/ - собственно сайт, посвященный реконструкции здания
https://en.wikipedia.org/wiki/Upper_Brook_Street_Chapel,_Manchester - статья на Вики

архитектура

Previous post Next post
Up