Час ночи. Дети спят, жена дипломом занята. Самое время отвлечься.
Есть под Тулой поселок Ленинский. Поселком поглощено село Яковлевское. В центре бывшего села стоят живописные - живописнее некуда - руины. Колонны, карнизы, тут кирпич, там белый камень, обветренные стены, обвалившиеся своды - всё как положено.
В толстой книге "Приходы и церкви Тульской епархии", изданной в Туле в 1895 году, читаем на странице 668:
в приходе ... два храма: холодный во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня каменный, построен иждивением помещиков Мансуровых в 1808 г. Храм этот, как видно из храмозданной грамоты от 1779 г., построен вместо бывшего в приходе деревянного храма ... В ... каменном храме устроено два придела: с правой стороны во имя Казанской Божией Матери, с левой во имя св. Алексея Митр. Московского. В 1883-1888 на средств коллежск. советника Александра Димитр. Лебедева в храме произведены значительные поправки и пополнения. Теплый храм во имя св. Александра Невского каменный, построен иждивением помещицы Быковой в 1866 г. при особом усердии священника Соболева.
Всё бы было хорошо и понятно, но на месте мы видим два здания, очевидно относящихся к эпохе классицизма, ни одно из которых 1866 годом датировать нельзя. У любителей это издавна вызывало затруднения.
Хотя понять - кто есть кто - можно.
Спасибо Александру Вячеславовичу Печка, приславшему на
"Храмы России" свою
съемку и тем самым подавшему повод всё же приглядеться к этим постройкам. Как оказывается, церкви в Яковлевском - стоят внимания.
Поможет с ними разобраться спутниковый снимок, позаимствованный с bing.com:
Одна церковь - справа вверху, вторая - слева внизу.
У правой - хорошо узнаваемая планировка, если вспомнить план
Преображенской церкви в Пехре-Яковлевском. Та же ротонда, примерно так 18 метров в диаметре, с внутренним кольцом стен диаметров метров 10. Над внутренним кольцом стен в Пехре поднимается купол. Наверное, купол был и тут. С запада - пристроенный к ротонда прямоугольный притвор с башнями-колокольнями по сторонам. Здесь южная башня почти полностью разрушена, а северная - вполне цела. Утрачен портик с запада, но о его существовании напоминают торчащие из стены полосы железа. Церковь в Яковлевском, конечно, проще по архитектуре - видно, что здесь проект позаимствованный. Но - тем не менее - любопытно. Очень хороший московский проект, который то Баженову приписывают, то Бланку, то Леграну. В 1779, когда Мансуровы получили храмозданную грамоту, храм в Пехре-Яковлевском, у Голицыных, еще только-только строился, и даже для Москвы был новинкой.
Сравним:
Вторая церковь - тоже любопытна. Ориентирована она вдоль оси симметрии, проведенной через первый из храмов. Сейчас соответственно этой церкви, к северу от оси симметрии, стоит какой-то новый дом. Сама же церковь - прямоугольная постройка, южная часть которой - со скругленными углами - украшена колоннадой, а северная - окнами в два света и фронтоном.
Вот как она выглядит с юга:
Алтарная апсида пристроена не с востока, а с юга, и хорошо видно, что коробка стен для алтаря приделана позже и приделана грубо - остались так и не срубленными колонны, попавшие внутрь алтарной пристройки. Основное же внутренне помещение церкви - овальный зал, вытянутый с запада на восток, размерами примерно так 10х15 метров. Сверху он хорошо виден.
Вывод напрашивается сам собой - вторая постройка - это какое-то усадебное здание, переделанное в церковь уже после отмены крепостного права. Поводом для переделки, по всей видимости, послужило то, что основная церковь не отапливалась. Вот прихожане и приспособили под богослужебные цели ставшее ненужным помещикам строение. Что в нем было изначально - сложно сказать. Может быть театр ? Помещение подходящее.
Так-то.
Вывод такой. Правая церковь - это Воздвиженский храм, левая - Александро-Невский. А само Яковлевское - очень неплохой образец усадьбы эпохи классицизма, только сильно замученной временем.
Если чуть порыться, то выяснится, что вообще усадьба Яковлевское - не самая простая в окрестностях Тулы. Один из строителей церкви - Дмитрий Сергеевич Мансуров - тульский уездный предводитель дворянства. Муж его племянницы - Надежды Алексеевны Мансуровой - Павел Николаевич Мясоедов - сын московского вице-губернатора, один из тридцати лицеистов первого набора, однокашник Пушкина. В отличие от соучеников, Мясоедов никакими особыми талантами наделен не был, по службе никуда не двигался. Удачно женился, счастливо жил в родной Тульской губернии, не забывал соучеников. Сейчас всё это в прошлом. Руины двух церквей в окружении современной застройки - вот и всё. Они даже статуса памятников не имеют, хотя статус сам по себе мало что даёт.