Станет ли Киев началом примирения России и Грузии?!

Jul 29, 2011 22:52

С 26 по 28 июля 2011 года состоялся Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Украину. Главная цель визита -  участие в праздновании дня Крещения Руси. В этом году в празднике впервые принял участие и Католикос-Патриарх всей Грузии Илия. Особе следует отметить, что Блаженнейший Католикос-Патриарх Илия - это первый в истории Грузинский Патриарх, который посещает Киев.

Как сообщали СМИ, сразу по прибытии в Киев Московский Патриарх направился на встречу с Грузинским Предстоятелем в Киево-Печерскую лавру. Церковные иерархи обсудили самую болезненную тему - положение дел в Южной Осетии и Абхазии. Несмотря на просьбы абхазского и южноосетинского духовенства признать их независимость, РПЦ признала их канонической территорией Грузинской церкви.

Перед началом встречи Святейший Патриарх Кирилл выразил глубокое удовлетворение достигнутым за последние годы уровнем диалога с Грузинской Православной Церковью.

«Я считаю, что это очень правильно, потому что непростыми являются межгосударственные отношения России и Грузии, - подчеркнул Святейший Патриарх. - Когда ослабляются отношения между странами, узы, связывающие единоверные народы, межцерковные узы должны, напротив, укрепляться, потому что Христос нас к этому призывает. Проходят времена, политическая ситуация изменяется, а христианские народы продолжают пребывать в единстве друг с другом».

Такого же мнения на этой встрече придерживался и Предстоятель Грузинской Церкви.

«Дай Бог, чтобы наше с вами взаимодействие послужило на благо наших единоверных народов и на благо наших Церквей», - заключил Предстоятель Русской Церкви, обращаясь к Святейшему Патриарху Илии.

По завершении переговоров состоялась встреча Предстоятелей Русской и Грузинской Православных Церквей с корреспондентами средств массовой информации.

Обращаясь к представителям прессы, Святейший Патриарх Кирилл сказал:

«Завершились переговоры между двумя Патриархами с участием ответственных иерархов. Я выражаю чувство глубокого удовлетворения, во-первых, по поводу самой возможности встретиться с Его Святейшеством и Блаженством в стенах древней Киево-Печерской Лавры, откуда пошла Русь святая, откуда пошло русское монашество. Это действительно особое святое место. Мы говорили о проблемах, но говорили как бы в присутствии святых печерских угодников, потому что рядом с нами почивают нетленные мощи множества преподобных отцов. Вот в этой благодатной духовной атмосфере и встретились Предстоятели двух братских Церквей.

Мы обсуждали вопросы, связанные с церковным положением в Абхазии, в Южной Осетии и некоторые вопросы общеправославные. Должен сказать, что, как и всегда, когда встречаюсь с Его Святейшеством и Блаженством - а мы вместе с ним трудились на разных поприщах, начиная с 1968 года, - всякий раз это сотрудничество, это взаимодействие оставляло добрый след в моей душе. Вот и сегодня в атмосфере братской, любвеобильной, мирной мы обсудили непростые вопросы.

Совершенно очевидно, что существует каноническая юрисдикция Грузинского Патриархата на территории Абхазии, Южной Осетии. С другой стороны, в настоящий момент существует некий канонический беспорядок. Это касается одного и другого места. И особенно недавние события в Абхазии показали, что этот канонический беспорядок наносит ущерб для духовной жизни людей.

Поэтому в открытой братской обстановке обсудив ситуацию, мы договорились продолжить еще нашу беседу с тем, чтобы выйти в будущем на какие-то решения, которые помогли бы двум Церквям в тесном взаимодействии содействовать умиротворению жизни православных людей в этих местах, водворению канонического порядка и, что самое главное, предотвращению любых раскольнических действий, которые наносят ущерб спасению душ  людей.

Мы также, как я уже сказал, обсудили некоторые вопросы межправославные, по которым у нас тоже совпали взгляды. И я благодарю Бога за то, что мы можем по многим теперь вопросам выступать единомысленно.

Я хотел бы приветствовать еще раз, Ваше Святейшество и Блаженство, Вас и Вашу досточтимую свиту в Киево-Печерской Лавре».

В свою очередь Блаженнейший Патриарх-Католикос Илия II отметил: «Я прежде всего хочу поблагодарить Его Святейшество Святейшего Кирилла, Патриарха Московского и всея Руси, за приглашение сюда, в Киев. Я впервые нахожусь в этом святом городе. И город, и страна, и люди произвели на меня неизгладимое впечатление.

Действительно, наши переговоры были в духе братства, и те вопросы, которые стоят перед нами - это вопрос Абхазии, Цхинвальского региона, требуют очень серьезного подхода. И я благодарю Святейшего Патриарха Кирилла, что он еще раз подтвердил юрисдикцию Грузинской Православной Церкви над Абхазией и Цхинвали.

Как было сказано, мы обсудили межправославные вопросы. И я думаю, что мы в будущем еще будем встречаться, и найдено доброе начало и, я думаю, продолжение будет очень добрым, и мы в духе взаимопонимания найдем пути преодоления проблем

Спасибо Вам за теплый прием, Ваше Святейшество!»

(источник: http://orthodoxy.org.ua/content/kiev-kogda-oslablyayutsya-otnosheniya-mezhdu-stranami-mezhtserkovnye-uzy-svyazyvayushchie-edinovernye-narody-dolzhny-nap)

Казалось бы, всё сказано о цели и о содержании этих переговоров. На самом высоком церковном уровне была ещё раз подтверждена юрисдикция Грузинской Православной Церкви над Абхазией и Цхинвали.  Предстоятели двух Церквей, как было сказано выше, «в открытой братской обстановке обсудили ситуацию», а также «договорились продолжить эту беседу с тем, чтобы выйти в будущем на какие-то решения». И не просто на какой-нибудь «протокол намерений», а решения, «которые помогли бы двум Церквям в тесном взаимодействии содействовать умиротворению жизни православных людей в этих местах, водворению канонического порядка и, что самое главное, предотвращению любых раскольнических действий, которые наносят ущерб спасению душ  людей».

Конечно, подобная встреча и подобное заявление Предстоятелей двух братских православных Церквей, представляющих государства, полностью разорвавших друг с другом дипломатические отношения, стали настоящей сенсацией.

В отличии от политических деятелей двух стран, межцерковные контакты продолжались всегда.

«Ни с одной другой поместной церковью в настоящее время нет столь интенсивных контактов, как с Грузинским патриархатом,- заявил Патриарх Кирилл.- Считаю, что это очень правильно, потому что весьма непростыми являются сейчас межгосударственные отношения России и Грузии. А если ослабляются отношения между государствами, то узы, связывающие единоверные народы, межцерковные узы должны, напротив, укрепляться".

Хотя, надо заметить, что перед этой поездкой в Киев Католикос-Патриарх Грузии Илия II просит прихожан молиться за то, чтобы его встреча с патриархом Московским и всея Руси Кириллом имела положительный результат. «Прошу молиться за наше возвращение с положительными результатами», - просил свою паству Илия II.

И в самой России, и в Грузии, а также других ближнего и дальнего странах зарубежья, эта встреча, её результаты получили неоднозначные оценки. Всевозможные околоцерковные эксперты и аналитики пытаются найти «скрытый» подтекст, интерпретировать результаты переговоров «со своей колокольни».

Например, газета «КоммерсантЪ» опубликовала интервью руководителя Института религии и права Романа Лункина.

«Встреча двух патриархов - тонкая межцерковная политика,- считает директор Института религии и права Роман Лункин.- Предстоятелю Русской церкви нужно было решить с Грузинским патриархом щекотливую тему Южной Осетии и Абхазии, которые были признаны российскими властями самостоятельными государствами». РПЦ в отличие от Кремля не признала самостоятельность местных церквей двух республик, потому что это нарушило бы церковное спокойствие самой РПЦ. «РПЦ важно суметь сохранить добрые отношения с Грузинской церковью, потому что та является одной из союзниц РПЦ в борьбе с раскольниками на Украине,- убежден господин Лункин.- Ведь если РПЦ признает независимость Абхазской и Южноосетинской церквей, то Грузия в ответ может признать независимость Украинской православной церкви Киевского патриархата, а это приведет к катастрофе в православном мире».

«Абхазскому и южноосетинскому духовенству не нужно обольщаться по поводу помощи РПЦ в получении ими независимости,- убежден господин Лункин.- Скорее всего, может быть рассмотрен вопрос о командировке священников Московского патриархата в Грузию для окормления жителей Абхазии и Южной Осетии».

(источник: http://www.kommersant.ru/doc/1686537)

Честно говоря, меня удивило это интервью, уважаемый господин Лункин уж совсем свёл результаты переговоров к формуле: «ты мне, а я тебе», «Абхазию и Ю.Осетию в обмен на Украину». Уж совсем примитивно звучит такой вывод такого уважаемого специалиста по вопросам религии…

Особы всплеск негативных эмоций вызвал в самой Грузии. Только несколько публикаций по этой теме. Одни названия чего стоит «Православие - оружие Кремля?» («Клуб экспертов», Грузия). Автор этого материала Ираклий Цкитишвили пишет:

«На прошлой неделе произошло чрезвычайно важное событие. Священный Синод передал управление Цхум-Абхазской епархией Патриарху и Католикосу всея Грузии Илии II и изменил его титул. Отныне на Его Святейшество и Блаженство Илию II, Католикоса и Патриарх всея Грузии, возложены обязанности Митрополита Цхум-Абхазии и Пицунды.

Надобно отметить, что тут мы имеем дело не просто со сменой титула. Этим самым Священный Синод положил конец интригам тех, кто был против распространения российской канонической юрисдикции на оккупированные грузинские территории, и прямо указал, что этот вопрос не является темой для обсуждения.

В России решение Священного Синода восприняли именно так, как и было задумано. И двух дней не прошло с момента принятия Священным Синодом этого решения, а некоторые аналитики уже начали искать новые пути духовной оккупации территорий Грузии, ранее оккупированных физически».

Действительно, даже в этой втсрече грузинские «эксперты» пытаются узреть и показать «руку Москвы», предупредить и спасти православный (и не только) народ Грузию от «духовной оккупации»!  Не секрет, что подобная политика и атмосфера открытой злобы и ненависти ко всему русскому приводит к парадоксальным решениям даже в самой Грузии, например, наверное, чтобы не попасть в «духовную оккупацию» России, в грузинских ресторациях (местах общепита) запретили даже песни на русском языке! Об этом писал независимый грузинский телеканал «Маэстро», сообщих, что Минфин Грузии предупредил директорам ресторанов, что за нарушение этого распоряжения они будут оштрафованы. При этом директора были предупреждены «инкогнито», что указание носит негласный характер и о нем никому не надо говорить.

(источник: http://www.rg.ru/2011/02/01/gruzia.html)

Не стоит цитировать всё «аргументы» автора этой статьи, чтобы понять тон этого антироссийского «произведения».

Также итоги этой встречи обсуждаются и в западных СМИ. Если почитать их отзывы, то фактически они повторяют все тезисы, которые озвучивают их грузинские ученики по «демократии и свободе слова». Например, в статье «Россия, Грузия: личные цели за соглашением между церквями» ("Stratfor", США) автор пишет (несколько цитат):

«Пока Москва и Тбилиси все еще находятся в состоянии ожесточенного противостояния после русско-грузинской войны 2008 года, создается впечатление, что их две ведущие церкви смогли найти общий язык. Однако каждая из церквей за кулисами нынешних переговоров имеет свою мотивацию.

Тот факт, что главы Русской, Украинской и Грузинской православных церквей встречаются - очень неоднозначный, потому что эти церкви - это политические инструменты правительств соответствующих стран.

…Политические разногласия между грузинским и российским правительствами привели к тому, что Русская и Грузинская православные церкви были не в ладах друг с другом больше десятилетия. Однако в прошлом месяце раскол между грузинским правительством и Грузинской православной церковью побудил Илию попытаться наладить отношения с Москвой, даже супротив желаниям правительства его страны».

…Декларация Кирилла о том, что Русская православная церковь официально не будет отвечать за церкви в Абхазии и Южной Осетии - это уступка России Илии. Уступка на самом деле ничего не меняет, так как Россия продолжит вливать своих людей и свои деньги в церкви в обоих регионах. Москва чувствует себя достаточно уверенно в своем влиянии в обоих регионах, чтобы делать уступки по этому вопросу. Что она надеется получить взамен, так это возможность усилить свои связи с Грузинской православной церковью, с тем, чтобы эти отношения начали способствовать распространению российского влияния внутри религиозных общин Грузии. Грузинская православная церковь, вероятно, хорошо понимает то, то скрывается за дружескими жестами России. Но она все равно примет уступку со стороны России в надежде на возобновление переговоров с Абхазией и Южной Осетией с использованием религиозной общности в качестве платформы».

(Оригинал публикации: Russia, Georgia: Private Goals Behind Churches' Public Agreement

Опубликовано: 28/07/2011 00:37)

Тон и стиль публикаций грузинских СМИ очень похож и даже повторяет некоторые места публикаций своих заокеанских учителей.

А некоторые западные СМИ пошли ещё дальше, обвинив Грузинскую Церквовь в «пророссийских» настроениях! Например, публикация «РПЦ не будет претендовать на мятежные грузинские регионы ("Reuters", Великобритания). Автор Олжас Ауэзов заявляет:

«Пророссийская позиция грузинской церкви привела к усилению напряженности между ней и прозападным  правительством президента Михаила Саакашвили».

(Оригинал публикации: Russia church says won't claim rebel Georgia regions

Опубликовано: 26/07/2011 11:03)

Даже итальянские «эксперты» подключились к оценке резульатов этой встречи. Ещё один пример, статья «В российском экспансионизме принимает участие и РПЦ» ("L'Occidentale", Италия) «Шаги Кремля». Автор с очень звучным именем Лаша Зилпимиани делает следующее «умозаключение», ставя всё с «ног на голову», что очень свойственно «свободной» прессе:

«Российскому правительству, оккупировавшему Абхазию и Южную Осетию, удалось подорвать территориальную целостность Грузии и, как следстие, заблокировать (временно) процесс присоединения Грузии к НАТО. Русской православной церкви, вмешивающейся в дела этих регионов, удалось «вынудить» церковь Тбилиси и ее патриарха Илию II к диалогу даже без формального согласия грузинского правительства. Кроме всего прочего, в настоящее время в Грузии отношения между церковью и государством переживают трудный период по причине несогласия православной церкви с политикой правительста, пытающегося ввести новые законы, которые дали бы другим религиозным культам права подобные тем, которыми пользуется православная грузинская церковь. Патриарха возмутил тот факт, что подобное решение было принято без предварительной консультации с местной церковью и выразил свое недвусмысленное несогласие».

(Оригинал публикации: L'espansionismo russo passa anche dalla Chiesa Ortodossa

Опубликовано: 28/07/2011 14:01)

Можно было бы и дальше продолжить «парад абсурда» западных «свободных» СМИ, но стоит ли загрязнять пространство этими недобрыми домыслами и наветами?!

«Кто прикасается к смоле, тот очернится, и кто входит в общение с гордым, сделается подобным ему» (Сир.13,1).

Но, вернёмся к Празднику Крещения Руси. 28 июля, в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, во Святом Крещении Василия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II и Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир совершили Божественную литургию в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре.

Как сообщает Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси, в числе сослуживших были все члены Священного Синода Русской Православной Церкви, собор иерархов из России, Украины и Белоруссии, представители Поместных Православных Церквей: Грузинской - митрополит Ахалцихский, Тао-Кларджетский и Лазский Феодор, председатель Иностранного отдела ГПЦ митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим, митрополит Сенакский и Чхороцкуский Шио; Румынской - архиепископ Сучавский и Рэдэуцкий Пимен, архиепископ Нижнедунайский Кассиан, викарий Патриарха Румынского епископ Варлаам; Кипрской - митрополит Тамасосский Исаия; многочисленное духовенство.

Одна очень примечательная деталь богослужения: за Литургией пели хор Патриаршего Свято-Троицкого кафедрального собора г. Тбилиси (регент - Свимон Джангулашвили), Митрополичий хор Украинской Православной Церкви (регент - архидиакон Геронтий (Борисевич)) и хор Киевских духовных школ (регент - игумен Роман (Подлубняк)). Песнопения исполнялись на церковнославянском, грузинском и греческом языках.

По окончании богослужения прозвучало слово Блаженнейшего митрополита Владимира:

«Ваше Святейшество, Святейший наш Владыка и отец Кирилл! Ваше Святейшество, Блаженнейший Патриарх Грузинский Илия! Дорогие владыки! Великая сила в Православии и во всей человеческой жизни - это молитва. Мы вознесли сегодня молитву, а Вы ее возглавили - низкий Вам за это поклон и благодарность. Дай Боже, чтобы молитвами святого равноапостольного князя Владимира Господь давал каждому силы для высокого служения Богу и людям. Ждем Вас в Киеве, Ваше Святейшество, чтобы снова с Вами помолиться и пообщаться».

В своем слове Блаженнейший Католикос-Патриарх Илия отметил следующее.

«Те политические отношения, которые сложились между Россией и Грузией, совершенно недопустимы, потому что мы близкие православные народы, а эти отношения были созданы завистью наших врагов, - сказал, обращаясь к Предстоятелю Русской Церкви, Святейший Патриарх Илия. - Мы должны сделать все возможное, чтобы была восстановлена дружба и братство между нашими народами и государствами. На нас, Ваше Святейшество, лежит большая ответственность. Я надеюсь на Вашу мудрость. Я знаю Вас много лет. Вы должны войти в историю России и Грузии как миротворец, как человек, который принес мир в отношениях между двумя народами. И сегодня я возношу молитвы на этом святом месте, чтобы мир и благополучие царствовали и в Росcии, и в Грузии, и на Украине».

Поблагодарив Предстоятеля Грузинской Церкви, Святейший Патриарх Кирилл сказал:

«И молитвами, и трудами мы будем восстанавливать мир между людьми, между народами, между странами, особенно единоверными странами. Будем трудиться для того, чтобы мир менялся, чтобы свет Христов прикасался к сердцам людей, чтобы род человеческий имел надежду на будущее и оказался способным, преодолевая грех, устремляться к свету и Божией правде».

(источник: http://www.patriarchia.ru/db/print/1587349.html)

Дай Бог, чтобы Киев стал отправной точкой возрождения добрососедских отношений всех наших православных народов и стран!

P.S.

«Братские отношения между Русской Православной Церковью и Грузинской Православной Церковью выдержали испытание временем, причем временем суровым - уж более суровое время в отношениях между нашими государствами и представить невозможно. И возникает вопрос: почему же они выдержали это испытание? А причина проста - потому что верность Христу и осознание принадлежности к единой Церкви для верующего христианина выше всяких других жизненных ценностей. Это и создает огромной силы фундамент для построения любого здания - общественного, государственного, политического. Единство Церкви, общение внутри Православной Церкви - это непреходящая ценность для верующего человека. Даже страшно себе представить, как развивались бы события, если бы русский и грузинский народы не были единоверными»

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Патриарх Кирилл, Украина, россия-грузия, россия-украина

Previous post Next post
Up