«Бодрствуйте,
потому что не знаете ни дня ни часа, в который приидет Сын Человеческий». (
Мф.25, 13)
На утрени этого дня
вспоминаются события, описанные у евангелиста Матфея (22 глава с 15 стиха и 23
глава). Но содержание службы вторника заимствовано из притчи о десяти девах, о
талантах и из продолжения положенного в понедельник повествования о втором
пришествии Христовом.
Этими воспоминаниями
Святая Церковь особенно призывает верующих к духовному бодрствованию, к
целесообразному употреблению дарованных нам способностей и сил, особенно на
дела милосердия, которые Господь принимает как личную заслугу себе самому,
когда говорит о них: «Понеже сотворите единому сих братий Моих меньших, Мне
сотвористе» (Мф. 25, 40).
В песнопениях этого дня
Святая Церковь настойчиво внушает нам обязательность духовного бодрствования и
религиозно-нравственного совершенствования, взывая: «Жениха, братие, возлюбим,
свещы своя украсим, в добродетелех сеяющи и вере правой: да яко мудрыя Господни
девы готови внидем с Ним на браки»; «приидите, вернии, делаим усердно Владыце:
подавает бо рабом богатство, и по равенству кийждо да многоусугубим благодати
талант: ов убо мудрость да приносит делы благими, ов же службу светлости да
совершает; да преобщается же словом верный тайны ненаученному, и расточает
богатство убогим другий: сице бо заимованное многоусугубим, и яко строителие
вернии благодати, Владычния радости сподобимся».
Тропарь, глас 8-й:
Се, Жених грядет в
полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет
унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши и
Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже,
Богородицею помилуй нас.
Кондак, глас 2-й:
Час, душе, конца
помысливши и посечения смоковницы убоявшися, данный тебе талант трудолюбно
делай, окаянная, бодрствующи и зовущи: да не пребудем вне чертога Христова.
В этот день вечером (в
среду) последний раз совершается великопостное великое повечерие.
Из книги «Как провести
Страстную седмицу». Московский Сретенский монастырь, «Новая книга», 1997.
Протоиерей
Валентин Амфитеатров.
СЛОВО В ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК.
Господь говорил апостолам:
Через два дня будет Пасха (Мф. 26, 2). «Вот мы восходим в Иерусалим, и Сын
Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам «и народам; и предадут
Его на поругание и будут бить Его, и оплюют Его, и осудят Его на смерть и убьют
Его» (Мф. 20, 18; Мк. 10, 34). В последнем из этих слов Спасителя выражается
глубочайшая скорбь. Эта скорбь, как тяжкие оковы, с каждой минутой делалась все
болезненнее и с каждой минутой возбуждала большее страдание. Печаль за печалью
поражала сердце Искупителя, грядущего к вольной Страсти. Многие из этих печалей
предлежат и верующим на жизненном пути. Тем из верующих, которые откликаются
душой на мысль о кресте и духом несут этот крест, свитый из горестей и
бедствии.
Глубокие скорби Спасителя
настали еще прежде предания в руки грешников. Евангелие сообщает, что за
несколько дней до праздника Пасхи, когда все готовились к радостному общему
торжеству, как ко времени, в которое человек слагает с себя бремя всех забот,
общественных и житейских, и отдается тихому покою, Спаситель получил скорбную
весть о болезни Своего друга Лазаря. Смерть этого друга вызвала у Него слезы.
Он плакал над его могилой. В преддверии крестных страданий - слезы об
утраченной дружбе.
Кому из нас не приходилось
проливать такие слезы? Кто из нас не плакал над могилой дружбы, которой у
человека отнимается утешение взаимного удовольствия? Это страшное испытание для
всех сил и способностей души. Сиротство ужасно. Нельзя без сострадания видеть
слезы вдовы матери, вдовы супруги; детей, разлученных с отцом; о друзьях,
отнятых у нас роковым приговором немой, не подлежащей ни суду, ни обжалованию
смерти.
Здесь всякое слово
утешения - звук пустой. Здесь только возможны одни слезы. Если Спаситель оросил
могилу дружбы слезами, то этим средством облегчил и для нас ее утрату. Пусть же
все сиротствующие облегчат свой крестный путь - путь покинутого одиночества -
слезами. Слеза возрастит утешение; великую скорбь сиротства и беспомощности
омоет чистой струей преданности воле Божией, без которой не падал ни один волос
с человеческой головы (Лк. 21, 18).
Далее Евангелие сообщает о
Христе Искупителе. Он шел в Иерусалим и, не входя еще в столицу, с горы
Елеонской смотрел на этот город. Ученики Его восхищались живописным
местоположением города, движением жизни праздничной столицы, его превосходными
крепкими зданиями, миллионной массой людей, снующих по городу, прибывающих в
Иерусалим на праздник со всех сторон.
То, что в учениках
возбуждало радость, в Спасителе вызывало чувство горести. Он плакал о будущей
судьбе этого города, над которым уже занесен был меч казни, разрушения и
рассеяния. Спаситель прозревал, что Иерусалим падет под развалинами своего
нечестия. В нем не останется даже камня на камне, свидетельствующих о прежнем
величии. И это угнетающее чувство печали безутешно; оно встречает истинных
крестоносцев всех времен. У нас это чувство переносится не на Иерусалим, не на
город, не на царства и государства, но на собственные наши семьи и на семьи
близких нам лиц. Как часто прозревается упадок, запустение и рассеяние
семейств, забывших заповеди Божий, отрекшихся от завещаний отеческих и
материнских. Прозревать безутешную будущность непокорного сына,
неблаговоспитанной дочери, неблагодарного друга - ужасающая скорбь.
Все мы так или иначе
связаны семейным союзом. И если в этой связи замечается ослабление скрепляющих
нитей, то невольный ужас объемлет душу при одном представлении о том, как эта
нить порвется. Когда порвется нить нравственных отношений между близкими, то
порвутся с ней и радости земной жизни. Горе, рассеяние и запустение; «мерзость
запустения станет на месте святе» (Дан. 9, 27; Мф. 24, 15), по выражению
пророка.
Далее Евангелие сообщает,
что Христос прибыл в храм Божий. Здесь Он нашел такие беспорядки, такую
продажность, что храм, с одной стороны, представлял собой шумную торговую
площадь, с другой - «вертеп разбойников» (Мф. 21, 13). Чувства Спасителя были
поражены такими безобразиями. Бесчиние в дому Божием возмутило даже Его кроткую
душу.
Мы, хотя и ученики
Спасителя, этою скорбью смущаемся мало. Мы уже навыкли в дурных обычаях. Мы и
сами располагаемся к тому, чтобы эти обычаи еще более умножались. Многие из нас
этому способствуют. Но эти многие - не крестоносцы.
Отчаянно положение того
народа, у которого храмы теряют право называться «домом молитвы и благочиния»
(Мф. 21, 13). Там распадается общество и разлагается его духовная жизненность.
Притязательный, корыстолюбивый, ленивый священнослужитель; невнимательный,
рассеянный и развращенный мирянин сливаются воедино. Не благодать Божия
призывается их устами, но их развращенное сердце ускоряет гнев Божий. Да хранит
же нас Бог умножать собою кощунствующих и идолослужащих. Войдем со Христом в
очищенный Им храм. Будем в нем благоговейны.
(источник:
http://www.patriarchia.ru/db/print/105529.html)