Дни Великой седмицы
издревле посвящены Церковью каждый особому воспоминанию и каждый называется
Великим.
Все, чего ни
попросите в молитве с верою, получите.
Мф. 21, 22
Иаков, Иосиф и его братья
В Богослужении этого дня
Святая Церковь приглашает верующих сопутствовать Христу, распяться с Ним, умереть
ради Него для жизненных наслаждений, чтобы пожить с Ним. В таинственном
созерцании сближая события Ветхого и Нового Завета, она показывает нам грядущие
невинные страдания Спасителя в ветхозаветном прообразе целомудренного Иосифа,
по зависти братьев невинно проданного и униженного, но после восстановленного
Богом. «Иосиф, - говорится в Синаксаре, - есть прообраз Христов, потому что и
Христос становится предметом зависти для Своих единоплеменников - иудеев,
продается учеником за тридцать серебреников, заключается в мрачный и тесный ров
- гроб и, восстав из него собственною силою, воцаряется над Египтом, то есть
над всяким грехом, и вконец побеждает его, владычествует над всем миром,
человеколюбиво искупляет нас дарованием таинственной пшеницы и питает небесным
хлебом - Своею живоносною плотию».
Из событий евангельских
Святая Церковь воспоминает иссушение бесплодной смоковницы. Изсохшая
смоковница, по словам Евангелия была для Апостолов знаменательною проповедью о
силе веры и молитвы, без которых человек пред Богом духовно мертв. По разуму
Святой Церкви, бесплодная смоковница изображает сонмище иудейское, у которого
Иисус Христос не нашел истинного плода, а только лицемерную сень закона,
которую обличил и проклял; но эта смоковница изображает также и всякую душу, не
приносящую плода покаяния.
Кроме повествования об
иссушении смоковницы, утреннее Евангелие назидает нас сказанной Спасителем в
этот именно день притчей о неправедных виноградорях, убивших сначала слуг
господина своего, присланных за виноградом, а потом и самого сына своего
господина. В этой притче нельзя не видеть и страшного осуждения христианам,
дерзостно нарушающим заповеди апостольские и святоотеческие и тем продолжающим
распинать Сына Божия своими прегрешениями.
В Евангельском чтении на
Литургии Святая Церковь напоминает судьбу богоотступного народа Иудейского и
кончину мира, как они были предызображены Иисусом Христом. Изображением великих
и разнообразных бедствий и признаков разрушения Иерусалима и кончины века
верующие побуждаются среди зол к великодушию, беспристрастию, терпению, молитве
и бдению духовному и утешаются обетованием Спасителя о распространении
Евангелия во всем мире и прекращении бедствий «избранных ради».
«Закон Божий»
Цикл фресок в Каза Бартольди (Рим). Иаков оплакивает
Иосифа