Первое воскресенье
Великого поста называется Неделей Торжества Православия(в церковнославянском
языке слово «неделя» обозначает «воскресенье»). После литургии Василия Великого
на середине храма совершается молебен о торжестве православной веры с
прославлением деятелей Вселенских Соборов и архиепископов нынешней Церкви и о
наставлении на путь истинный всех от нее отступивших. Классический чин
Торжества Православия включает в себя 12 анафематствований, последнее из
которых объявляется «ругающим и хулящим святыя иконы», что возвращает нас к
истории праздника.
Празднование Торжества
Православия было установлено в IX веке праведной царицей Феодорой, которая была
женой греческого императора Феофила Иконоборца. Ересь иконоборцев была
чрезвычайно распространена в Греции и других государствах в VIII-IX веках.
Истинные православные подвергались гонениям, видных деятелей Церкви отстраняли
от служения, многие верующие были казнены, а иконы и мощи святых сжигались.
Царица Феодора не
разделяла ереси мужа, следуя повелению VII Вселенского Собора, на котором в 787
году был принят догмат о почитании икон. И сам Феофил перед смертью раскаялся,
но тяжелая болезнь не позволила ему принести реальные плоды покаяния. Однако
после смерти императора управлять государством вместо малолетнего царевича
стала святая Феодора, и иконоборцы были повержены. Царица восстановила
почитание икон и вернула праведных священнослужителей, в том числе Патриарха
Мефодия, на их должности. В 842 году по ее инициативе в Константинополе был
проведен Собор, где иконоборцев предали анафеме. Тогда же Патриарх Мефодий
установил чин Торжества Православия (то есть правильного славословия Богу и
исповедания веры), который должен был совершаться в первое воскресенье Великого
поста и содержать благословения правоверным и анафемы еретикам.
На Руси чин Торжества
Православия претерпевал различные изменения: к именам подвергавшихся анафеме в
разное время добавлялись Степан Разин, Григорий Отрепьев, Лев Толстой,
создатели и последователи различных ересей, а в 1971 году была отменена анафема
старообрядцам.
Но стержень чина остался
неизменным. После литургии Василия Великого на середине храма совершается
молебен о торжестве православной веры с прославлением деятелей Вселенских
Соборов и архиепископов нынешней Церкви и о наставлении на путь истинный всех
от нее отступивших. Затем дьякон читает Символ веры, поется «многая лета» всем
защитникам Православия и «вечная память» погибшим за его утверждение.
До революции в чин
Торжества Православия также включалось возглашение анафемы всем отступникам:
тем, кто отрицает триединство Господа, бессмертие души и Страшный Суд, девство
Богородицы и другие догматы. Но сейчас во многих храмах эта часть чина
опускается. Анафема - высшее церковное наказание, состоящее в отлучении от
общения с членами Церкви и от Таинств. Впрочем, анафема не является проклятием,
она может быть отменена в случае искреннего раскаяния согрешившего.
Классический чин Торжества
Православия включает в себя 12 анафематствований, последнее из которых
объявляется «ругающим и хулящим святыя иконы», что возвращает нас к истории
праздника. Может возникнуть вопрос: почему же праздник именуется Торжеством
Православия, а не, например, Торжеством победы над иконоборчеством? Дело в том,
что ко времени создания чина, то есть к IX веку, уже состоялось семь Вселенских
Соборов и завершилось установление основных догматов Церкви. Таким образом,
победа над иконоборцами стала органичным завершением окончательного Торжества
Православия над ересями и расколами.
(источник: "Татьянин
день")
Двенадцать анафематствований
- Отрицающим бытие Божие и
утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без промысла Божия и по
случаю бывает: анафема.
- Глаголющим Бога не быти
дух, но плоть; или не быти Его праведна, милосерда, премудра, всеведуща и
подобная хуления произносящим: анафема.
- Дерзающим глаголати, яко
Сын Божий не единосущный и не равночестный Отцу, такожде и Дух Святый, и
исповедающим Отца, и Сына, и Святого Духа не единого быти Бога: анафема.
- Безумне глаголющим, яко не
нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир Сына Божия
во плоти, и Его вольное страдание, смерть и воскресение: анафема.
- Неприемлющим благодати
искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию
пред Богом средства: анафема.
- Дерзающим глаголати, яко
Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве
Дева: анафема.
- Неверующим, яко Дух Святый
умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный путь к вечному
спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан
обитает и наставляет их на всякую истину: анафема.
- Отмещущим бессмертие души,
кончину века, суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за
грехи осуждение: анафема.
- Отмещущим все таинства
святая, Церковью Христовою содержимая: анафема.
- Отвергающим соборы святых
Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и
Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая: анафема.
- Помышляющим, яко
православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию
благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению
великого сего звания на них не изливаются: и тако дерзающим против их на бунт и
измену: анафема.
- Ругающим и хулящим святыя
иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради
возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и
глаголющим оныя быти идолы: анафема.
(источник:
http://www.zagorsk.ru/new/1608)