Несколько слов о св. прав. Симеоне Богоприимце…

Feb 16, 2011 20:15

 
Больше всего в истории св.прав.Симеона меня поразило то, что значит цена перевода Святого Писания, цена вольного трактования перевода только одного слова! И, какая великая награда этому переводчику, чтобы он убедился в правильности пророчества Исайи! Только один он, возможно за свой пытливый ум, был удостоин великой Божией милости - стал Богоприимцем!

По преданию, св.прав.Симеон был одним из семидесяти двух учёных толковников-переводчиков, которым египетский царь Птоломей Филадельф (282-246 гг. до Р.Х.) поручил перевести Священное Писание с еврейского на греческий язык (Септуагинта).

Справка:

Септуагинта - первый перевод Священного Писания на другой язык. Слово «септуагинта» происходит от греческого слова, означающего «семьдесят». Хоть над переводом работало 72 толковника, в названии закрепилось округленное число - 70.

Об истории создания этого перевода нам известно от Иосифа Флавия, который рассказывает о письме Аристея, повествующем о переводи Писания на греческий.

Письмо Аристея - обращение к иерусалимскому первосвященнику Елиазару с просьбой произвести перевод еврейских Священных Rниг для Александрийской библиотеки, чтобы Писание евреев было доступно для греков. По этому случаю египетский царь, по просьбе Аристея, отпустил на волю 120 тысяч евреев.

В Иерусалим была отправлена делегация во главе с Аристеем и Андреем (друг царя). Была выражена просьба прислать в Египет подлинные списки еврейского закона и мудрых мужей, знающих хорошо еврейский язык и греческий, которые бы выполнили услуги перевода.

Первосвященник с готовностью откликнулся на просьбу царя и отправил в Александрию 72 толковника (переводчика) - по шесть от каждого колена. Они прибыли в Александрию и были представлены царю. Переводчиков испытывали в различных науках, а потом их отправили на о.Фарос для работы над переводом.

Работа семидесяти двух толковников нисколько не напоминала работу бюро переводов. Переводчиков кормили с царского стола. Каждый толковник работал отдельно, а вечером они сходились и обсуждали переводы.

За 72 дня был переведен закон Моисеев (Тора). Когда перевод был закончен, были собраны александрийские иудеи, и им был прочитан перевод. Иудеи похвалили перевод за соответствие подлинникам. Затем перевод был прочитан царю Птолемею, он был восхищен изяществом языка и содержания, пришел в восторг. Перевод он повелел отдать в Александрийскую библиотеку, а оригиналы с благодарностью вернуть.

Перевод был осуществлен в 3 веке до Рождества Христова. Вскоре после Торы были переведены и другие книги Священного Писания, однако нет никаких данных, кто осуществил этот перевод. Первоначальные списки Септуагинты утрачены…

Перевод 70-ти толковников очень быстро распространился среди греков и грекоязычных иудеев.

В числе других ученых-толковников прибыл и Симеон, получив отдельное помещение в уединенном месте у Фаросского маяка, вскоре приступил к переводческой работе.

По промыслу Божию, ему выпал жребий переводить книгу именно пророка Исайи, названного позднее «ветхозаветным евангелистом». Когда он дошел до пророчества "се, Дева во чреве приимет и родит сына", то сначала он слово "альма", которое в еврейском языке означает и деву, и молодую женщину, - перевел словом "парфенос", что по-гречески - собственно "дева". Но вдруг он спохватился, как же дева может родить? Он хотел зачеркнуть слово "парфенос", но был остановлен Ангелом, и ему было возвещено, что он своими глазами увидит и эту Деву, и этого Младенца.

По другой версии, праведный Симеон свое недоумение высказал своим спутникам уже при возвращении на родину. Переходя вброд какую-то реку, он снял со своей руки перстень, бросил в реку и сказал при этом: «Если найдут его, то могу поверить изречению пророка по букве». Остановившись затем на ночлег в одном местечке близ этой реки, он купил себе на ужин рыбу. Когда, после приготовления, он сел есть ее со своими спутниками, то, к общему изумлению, нашел внутри ее свой перстень, брошенный в реку.

После завершения работы над переводом, он и другие учёные мужи вернулись в Иерусалим, где он и поселился. В Иерусалиме он ежедневно по утрам посещал  храм, с нетерпением ожидая исполнения бывшего ему откровения и той блаженной минуты, когда он увидит Божественного Младенца. Так он и жил долгие десятилетия. Симеон достиг глубокой старости, ему исполнилось триста шестьдесят лет. Ушли сверстники, проходили новые, чуждые поколения; лишь обещание Ангела давало силу нести бремя жизни…

Когда Господь Иисус Христос на сороковой день после Своего Рождества был принесен Пречистой Богородицей в храм, Дух Святой привел туда праведного Симеона.

"Но вот Симеон Богоприимец, сохраненный Духом Святым после предвозвещения ему на 65 году его жизни тайны приснодевственного от Пречистой Приснодевы Марии Его зачатия и рождения, проживши по благодати Всесвятого Духа Божиего 300 лет, потом, на 365 году жизни своей сказал ясно в храме Господнем, что ощутительно узнал по дару Духа Святого, что это и есть Он Самый, Тот Христос, Спаситель мира, о вышеестественном зачатии и рождении Коего от Духа Святого ему было предвозвещено триста лет тому назад от Ангела" (Св. Серафим Саровский. Из беседы с Мотовиловым).

И Симеон поспешно приходит в храм и видит, и берет на руки самого Господа, и ничего не может сказать, кроме воведших в века слов "Ныне отпущаеши"…

«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком, и славу людей Твоих, Израиля».

Симеону дано было увидеть в этом Младенце и "спасение ... всех народов", и грядущее "просвещение язычников", и "славу" истинного "Израиля". Но он увидел и грядущее сотрясение мира, неожиданное падение одних и восстание других, и что младенец этот будет в "предмет пререканий".

Он благословил и Пречистую Деву, и праведного Иосифа и, обращаясь к Богородице, сказал: "Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - И Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец" (Лк. 2, 22 - 35).

Старец Симеон стал символом ветхозаветного народа Израильского, абсолютный смысл многовековой истории которого воплощался только в подготовке себя (и окружающего языческого мира) к встрече с грядущим Мессией и исповедании Его Спасителем всего человечества.

За эти долгие годы ожидания он одряхлел и устал, все его близкие давно ушли в мир иной, и он чувствовал себя одиноким и чужим на этой земле. Едва увидев воплощенного Бога Слова, Симеон испрашивает отпущения и смерти. Он наполнен радостью и стремится побыстрее спуститься в ад и сообщить находившимся там ветхозаветным праведникам весть о приходе Избавителя мира - Мессии.

По преданию Симеон Богоприимец был убит при избиении вифлиемских младенцев; у стен храма воинами Ирода, которые допрашивали его, где находится Иисус. Ирод не позволил похоронить его по обычаям иудеев.

Апокриф* Никодима указывает на воскресение св. прав. Симеона Богоприимца после Воскресения Христа, когда воскресли многие святые и пророки.

В Иерусалиме сохранилось предание,  что на холме, лежащем к югу от продолговатой  горы, находился дом праведного и благочестивого Симеона. В 1859 году этот участок приобрел монах Аврамий из города Мадита, бывший тогда поверенным по постройкам Греческого монастыря. Он произвел раскопки и обнаружил гробницы, наполненные землей, камнями и костями. Эти  пещеры и были признаны за место погребения праведного Симеона.

Святые мощи старца Симеона были перенесены в Константинополь при императоре Иустине (565-578 гг.) и положены в Халкопратийском храме, в приделе Иакова Брата Господня.

Современный храм в иерусалимском районе Катамон состоит из двух частей, соединенных общим широким портиком. Гробница праведного Симеона находится в боковом левом приделе. Это пустая могильная яма (ныне мощи находятся в городе Загорье, в Хорватии).

Сверху находится плита, покоящаяся на четырех столбах, над ней - высокий резной деревянный свод. Слева от гробницы, на северной стене храма, размещен ряд икон, иллюстрирующих историю о Симеоне.

На первой из них Симеон со своими сотрудниками работает над созданием Септуагинты.

На второй - он бросает перстень в реку, и рыба тотчас подхватывает его. На третьей иконе изображена трапеза. Симеон разрезает рыбу и видит свой перстень.

Храм освящен в 1881 г. при Патриархе Иерусалимском Никодиме. Раньше храм был приходским, поскольку вокруг жило много православных арабов. В 1948 г. арабские жители ушли из этого района и храм этот посещается в основном православными паломниками чаще из Греции.

Русские паломники любят приезжать сюда на праздник памяти святого Симеона Богоприимца и св.пророчицы Анны.

Симеон Богоприимец - покровитель младенцев, ему молятся о сохранении их здоровья.

Кроме того, тому, кто произнес слова «Ныне отпущаеши...», Господь даровал благодать отпускать на свободу находящихся в заточении. Праведному Симеону молятся и о заключенных.

Память Симеона совершается Православной Церковью 16 февраля (3 февраля по старому стилю), Римско-Католической - 3 февраля.

Тропарь праведного Симеона Богоприимца

глас 4
Симеон старец днесь веселится,/ восприят на руку свою Младенца Превечнаго Бога,/ от уз плоти разрешитися прося/ и вопия: видеста очи мои// спасение Твое мирови.

Кондак праведного Симеона Богоприимца

глас 4
Старец днесь отрешитися/ от юз моляшеся/ сего жития тленнаго,/ Христа восприят на руки,// Зиждителя и Господа.


Сретение Господне, наши праздники, Симеон Богоприимец, беседы о православии

Previous post Next post
Up