![](http://pics.livejournal.com/albert_nik/pic/0019f8c7/s640x480)
Всю нашу жизнь рядом с
нами великая святыня - святая вода (по-гречески «агиасма» - «святыня»).
Освященная вода есть образ
благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и
укрепляет их к подвигу спасения в Боге.
Мы впервые окунаемся в нее
в Крещении, когда при принятии этого таинства трижды бываем погружаемы в
купель, наполненную святой водой. Святая вода в таинстве Крещения омывает
греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во
Христе.
Святая вода обязательно
присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в
богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета.
Нас окропляют святой водой на крестных ходах, при молебнах.
В день Богоявления каждый
православный христианин несет домой сосуд со святой водой, бережно хранит ее
как величайшую святыню, с молитвой причащаясь святой водой в болезнях и всякой
немощи.
«Освященная вода, - как
писал святитель Димитрий Херсонский, - имеет силы к освящению душ и телес всех,
пользующихся ею». Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные
болезни. Преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал
им вкушать из чаши святой богоявленской воды.
Преподобный Амвросий
Оптинский смертельно больному послал бутылку со святой водой - и неизлечимая
болезнь к изумлению врачей отошла.
Старец иеросхимонах
Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу иорданской
(крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает». Когда
кто-нибудь сильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой
ложке освященной воды через каждый час. Старец говорил, что сильнее лекарств,
чем святая вода и освященное масло, - нет.
Чин водоосвящения, который
совершается в праздник Богоявления, называется великим по особенной
торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, в котором
Церковь видит не только таинственное омовение грехов, но и действительное
освящение самого естества воды через погружение в нее Бога по плоти.
Великое водоосвящение
совершается дважды - в самый день Богоявления, а также накануне, в навечерие
Богоявления (Крещенский сочельник). Некоторые верующие ошибочно полагают, что
вода, освященная в эти дни, различна. Но на самом деле в сочельник и в самый
день праздника Крещения при освящении воды употребляется один чин.
Еще святитель Иоанн
Златоуст говорил, что святая богоявленская вода в продолжение многих лет
остается нетленной, бывает свежа, чиста и приятна, как будто бы сию только
минуту была почерпнута из живого источника. Вот чудо благодати Божией, которое
и сейчас видит каждый!
По верованию Церкви,
агиасма - не простая вода духовной значимости, но новое бытие, духовно-телесное
бытие, взаимосвязанность Неба и земли, благодати и вещества, и притом весьма
тесное.
Вот почему великая агиасма
по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степень Святого
Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви
накладывается епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови Христовым,
делается обычная канонам оговорка: «Точию агиасму да пиет».
Крещенская вода - это
святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее
бережно хранят в святом углу возле икон.
Кроме крещенской воды
православные христиане часто используют воду, освященную на молебнах (малое
водоосвящение), совершаемых в течение всего года. Обязательно малое
водоосвящение совершается Церковью в день Происхождения (изнесения) Честных
древ Животворящего Креста Господня и в день Преполовения, когда вспоминаются
полные глубочайшей тайны слова Спасителя, сказанные Им самарянской женщине:
«Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода,
которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную»
(Евангелие от Иоанна, глава 4, стих 14).
Святую крещенскую воду
принято употреблять натощак вместе с просфорой после утреннего молитвенного
правила с особым благоговением как святыню. «Когда человек употребляет просфору
и святую воду, - говорил затворник Георгий Задонский, - тогда не приближается к
нему нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и
человек бывает склонен к посту, молитве и ко всякой добродетели».
Молитва на
принятие просфоры и святой воды
Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая
Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих,
во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по
беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых
Твоих. Аминь.
(источник:
http://www.pravoslavie.ru/put/28980.htm)