О подвиге русских священников в годы Великой Отечественной войны

May 08, 2020 22:54

Сотни священников Русской Православной Церкви в Великую Отечественную войну не щадя живота своего героически защищали Отечество, хотя в России и не принято говорить о вкладе священнослужителей в Победу над гитлеровской Германией и их европейскими вассалами (венграми, румынами, итальянцами, прибалтийскими республиками и др.).
Многие политологи и журналисты отмечают, что подвиги представителей РПЦ в Великой Отечественной войне вызывают и восхищение, и недоумение. Особенно современному человеку непонятно, как наши священники встали на защиту государства, которое безжалостно их уничтожала вплоть до войны. СМИ приводятся цифры, что только в 1937 г. в СССР были арестованы 136900 православных священников и церковнослужителей, из них расстреляны 85300. В 1938 г. было арестованы 28300 клириков, расстреляны - 21500. В 1939 г. из 1500 арестованных расстреляли 900. За 1940-1941 гг. - арестованы 9100 клириков, расстреляны - 3000 человек.
Русская Православная Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставила она народа своего и эти страшные годы испытаний. «Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг», - в первый же день войны написал в своем воззвании Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский).
В годы Великой Отечественной Русская Православная Церковь, несмотря на многолетние довоенные репрессии и подозрительное отношение к себе со стороны государства, словом и делом помогала своему народу, внеся весомый вклад в общее дело победы над грозным врагом. С первых месяцев войны практически все православные приходы начали сбор средств в созданный фонд обороны. Верующие жертвовали не только деньги и облигации, но и изделия (а также лом) из драгоценных и цветных металлов, вещи, обувь, полотно, шерсть и многое другое. На средства, собранные Церковью, были созданы воздушная эскадрилья имени Александра Невского, танковая колонна «Димитрий Донской».
В прифронтовой полосе при храмах существовали убежища для престарелых и детей, а также перевязочные пункты, особенно в период отступления в 1941-1942 гг., когда многие приходы взяли на себя попечение о раненых, оставленных на произвол судьбы.
Участвовало духовенство и в рытье окопов, организации противовоздушной обороны, мобилизуя людей, утешая потерявших родных и кров. В тылу, в сельских местностях, бывали случаи, когда священники после воскресной Литургии призывали верующих вместе с ними выйти на колхозные поля для выполнения срочных хозяйственных работ. Особенно много священнослужителей трудилось в военных госпиталях.
«Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий, отбываю ссылку в поселке Большая Мурта Красноярского края. Являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта и тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука», - это письмо на имя председателя президиума Верховного Совета М.И. Калинина написал святитель Лука в начале войны, находясь в своей третьей ссылке.
И разрешение было дано. Профессор Войно-Ясенецкий был переведен в Красноярск, где проработал главным хирургом военного эвакуационного госпиталя и консультантом десятков госпиталей (общей численностью - 10 тысяч коек) на протяжении нескольких лет. В операционной святитель Лука мог проводить до 11 часов, выполняя уникальнейшие и сложнейшие операции.
Таков был неоценимый вклад Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого, врача и священника в дело Победы спасением тысяч жизней военнослужащих нашей страны.
В 1941-1945 гг. многие клирики воевали обычными бойцами и командирами.
Иеромонах Пимен (Извеков), будущий Патриарх, был заместителем командира стрелковой роты. Диакон Костромского кафедрального собора Борис Васильев, после войны ставший протоиереем, воевал командиром взвода разведки и дослужился до заместителя командира полковой разведки.
Немало будущих священнослужителей во время Великой Отечественной были в самом пекле войны. Так, архимандрит Алипий (Воронов) в 1942-1945 гг. участвовал во многих боевых операциях в качестве стрелка в составе 4-й танковой армии и закончил свой ратный путь в Берлине. Митрополит Калининский и Кашинский Алексей (Коноплев), был награжден медалью «За боевые заслуги» - за то, что, несмотря на тяжелое ранение, не бросил во время боя свой пулемет.
Воевали священники и по ту сторону фронта, в тылу врага. Как, например, протоиерей Александр Романушко, настоятель церкви села Мало-Плотницкое Логишинского района Пинской области, который вместе с двумя сыновьями в составе партизанского отряда не раз участвовал в боевых операциях, ходил в разведку и был по праву награжден медалью «Партизану Отечественной войны» I степени.
И этот список можно продолжать бесконечно. В грозные годы Великой Отечественной войны русские священники явили своим примером и самой своей жизнью Божии слова: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15,13)


Великая Отечественная война, священники, подвиг

Previous post Next post
Up