Особенности перевода и несостоявшаяся китайская миссия святителя Иннокентия Иркутского

Dec 09, 2019 14:30

5 марта 1721 г. Иннокентий был посвящен в епископа в Петербурге в присутствии самого Государя. 19 апреля 1721 г. святитель вместе с двумя иеромонахами, двумя диаконами, 5 певчими и с несколькими служителями выехал из Петербурга в Москву. В Москве он получил грамоту от Сената, предписывавшую по прибытию в Китай не разглашать, что владыка имеет архиерейский сан, - из-за препятствий от иезуитов. Около года добирался святитель со свитой Иркутска, оттуда двинулись дальше, за Байкал, и остановились в пограничном с Китаем Селенгинске. Здесь миссии предстояло дожидаться решения пекинских чиновников о праве на въезд.
В то время в Пекине большое влияние приобрели иезуиты, которые под различными предлогами склоняли, местных чиновников уклоняться от принятия русского епископа. И повод для отказа был найден. В письме с просьбой о разрешении на въезд владыка Иннокентий был назван «богдо» - то есть «великий», а у китайцев такое обращение было принято только к императору, и потому де двум великим особам быть одновременно в Китае невозможно. Так дело о посылке в Китай святителя не могло быть приведено к желанному концу. Подозрительность и замкнутость китайцев, интриги и зависть иезуитов, тяжелые исторические условия, которые тогда переживало русское государство - это было время персидского похода (персидский поход был в 1722 г. Император Петр I принимал в нем личное участие) - вот главные причины, воспрепятствовавшие успеху Миссии.
В конце 1722 года помер престарелый китайский богдыхан Канси и на престол вступил его сын Юн-чжен. Новый китайский император был очень не расположен к иностранцам и к христианам: он распорядился выслать из пределов Китая большую часть католических миссионеров, храмы их обратить в общественные дома, строго воспретил совершать богослужение. В этом нерасположении китайского государя к христианам и заключалась теперь главная причина того неопределенного положения, в котором находился святитель Иннокентий.
Только лишь 14 февраля 1725 г. из Синода пришел указ, которым блаженному святителю повелевалось выехать из Селенгинска в Иркутск и ждать там нового указа.
И ещё об особенностях перевода:
По преданию, существующему на Дальнем Востоке, самое название «бурят» ведет свое начало от святителя Иннокентия: принявших Православие монголов он звал «брат» - «братья»; они же сами, не умея произнести слово «брат», говорили: «я бурат», что превратилось в «бурят». Спорное, но очень интересное утверждение…


Иннокентий Иркутский

Previous post Next post
Up