«Шерман» М4А2
Книга Дмитрия Лозы "Танкист на «иномарке»" рассказывает о боевом пути советских танкистов воевавших против немцев и японцев на американских танках «Шерман» М4А2. Здесь даю ссылку на главу в которой описывается служба в Забайкалье, когда "Шерманы" стояли на ст. Ясная, ранее это 74-й разъезд (я по большей части живу на бывшем 73-м разъезде). Интересно почитать, например, жуткие истории о "метиловой смерти" (раньше об этом читал у Богомолова, но у того, как-то отстраненно написано).
74-й разъезд между железнодорожными станциями Борзя и Оловянная стал на короткое время гарнизоном «иномарочников», а затем, на многие годы, пунктом дислокации танковых частей на отечественных боевых машинах.
В этом небольшом военном городке, каких в то время в армии-победительнице оказалось немало, военная служба выдала мне и моим однополчанам в изобилии и горечь, и сладость и печаль, и радость! Первое и третье остались беспокоящей раной на всю прожитую в оставшуюся жизнь. Речь о них - ниже.
Прибыл эшелон к месту назначения рано утром, кажется, 24 сентября. Нас уже ожидали офицеры штаба корпуса. Командир бригады гвардии подполковник Николай Михно, командиры подразделений обслуживания и батальонов отправились в поселок, что прижался к ряду высоких сопок правее железной дороги. Левее последней, поодаль, блестело петляющее русло реки Онон. Прекрасно! Будет на столе свежая забайкальская рыба!
Родословная военного городка началась в 30-х годах после событий на КВЖД, когда его основали конники кавалерийской дивизии. К моменту прибытия нашей бригады всю жилую и нежилую недвижимость разъезда можно перечесть в одной строке: два четырехэтажных кирпичных и два двухэтажных деревянных семейных дома, пышный гарнизонный Дом офицеров, пять или шесть приземистых казарм, четыре длинных хранилища, сносной постройки школа. За кирпичными домами, на скатах лощины, что тянулась с востока на запад, Копай-город - двенадцать больших и малых землянок на девять, шесть, четыре, две и одну «квартиры». [270]
46-й бригаде отвели одну большую казарму для двух танковых батальонов, одну - небольшую - для подразделений обеспечения, столовую, маленький домишко для штаба, а для «Шерманов» в восьмистах метрах за Домом офицеров сделали парк - чистое поле «на семи ветрах».
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ