Фото из книги "История Аги (1648-1917)", автор: Жигмит Тумунов
ХРОНИКА ТУГУЛДАР ТОБОЕВА
1863 г.
О ТОМ, КАК В ПРОШЛОМ ОБРАЗОВАЛИСЬ ХОРИНСКИЕ И АГИНСКИЕ БУРЯТЫ
Извлечения
О бурятах
Они отделились от монгольского народа, находящегося в ведении богдо хана великой и высочайшей дайцинской династии, и подчинились власти его величества государя императора, самодержца российского.
О грозных тунгусах улятах
Когда явилась погоня, т. е. посланцы отца бэйлэ хана, он обратился в бегство. Он откочевал и стал жить в отдалении от реки Аги, по южному и северному склонам хребта Хухульби, на южной и северной сторонах реки Онона. Он находился там с три года. Вследствие донесений молодой жены Бубэй батур бэйлэ хану, последний разгневался и послал войско, и то войско достигло их. В соответствии с приказом хана, оно умертвило невестку его Бальжин хатун. Они бросили труп ее на холм, находящийся на юге от одного озера, вследствие чего озеро тем самым стало называться Бальжина, и находится оно теперь в истоках реки Тура. А та местность, где на горе Адун Чулун бросили ее седло, ныне называется Алтан эмэл 16. Так поступили те воины, а некоторые из одиннадцати родов хоринских бежали вместе с Дай хон тайжи лесами и горами. Что же касается того, что некоторая большая часть народа была уведена в Баргу-Монгольскую страну, то они и там подверглись притеснениям и тому подобному. По причине взаимного несогласия некоторые из них /8/ около 1607 года по русскому летосчислению откочевали побегом и соединились с людьми, отколовшимися от прежде явившегося народа, кочевавшего и жившего по южному и северному склонам прежнего хребта Хухульби. Пока они находились там, они жили в страхе перед убийствами, кражами, грабежом и тому подобным со стороны находившихся издревле в той местности людей тунгусского улятского рода. Оттуда часть их вернулась кочевкой обратно, некоторые переправились через реку Онон, некоторые же, большая часть их, стала кочевать по рекам Хилку, Уде, Ане, Тугную и вблизи озера Еравны. Часть их перекочевала на восток. Пока они обитали по правую и левую сторону реки Нерчи, на север от реки Шилки и в местности под названием Арида, они соединились с тунгусами, прежде находившимися там поблизости, и стали заниматься охотой на зверей. Тот народ хоринский оказался в раздорах промеж себя, и одни клеветали на других. Вследствие того, что они говорили тунгусам всякую ложь, клеветали и хулили их, тунгусы однажды, когда они устраивали облаву, позавидовали тому, что в облаву попалось много зверей и что народ хоринский и прежде стрелял больше зверей, чем тунгусы. Они были недовольны также по многим другим причинам и воспылали ненавистью к ним. Отправившись в поход, они убили стрелами Умяхэй батура и прочих лучших людей одиннадцати родов хоринских. Так как их трупы бросили в две ложбины, трупы стали разлагаться. Когда стало нести смрадом, те две ложбины были названы Умэхэй. 20 /9/ Находятся они теперь на левой стороне Нерчи.
О Цугольском дацане
После этого прибыла комиссия по реформе податей сибирских инородцев. Когда произошла ревизия 1831 года, оказалось, что количество агинских инородцев, по сравнению с прежним, увеличилось и что их стало восемь тысяч семьсот девяносто семь душ мужеского пола, среди которых оседлых 64 души и рабочих, в возрасте от 18 до 60 лет, 4054 души, каковым была назначена подать в 6 рублей с каждой.
После этого большинство народа Агинского ведомства понемногу стало все более принимать веру будды. Зайсаны ближайших окрестностей Онона, Цугола и Аги - Хуяк Лубаев и Тугулдур Тобоев устроили совещание с другими родовыми сайтами и с народом, и когда они попросили главного ламу пандита хамбо забайкальских буддистов о присылке ламы, который мог бы распространить в этой местности религию будды, по приказу пандита хамбо пожаловал шанзодба Худунского дацана Лубсан Дондоб Дандаров. Он распространил еще больше духовное учение и религию будды, и в устье речки Цугол, на берегу Онона, он воздвиг, начиная с 1831 года, дацан, закончил его в 1834 году и назвал дацан Даши Чойнпиллинг. В отношении основания этого дацана господин иркутский гражданский губернатор дал утверждение мая 16-го дня 1831 года. 90
/42/ Во время освящения этого дацана устраивали молебствие свыше двухсот лам и собралось и молилось около 3000 человек. Происходило в течение многих суток радостное торжество.
Ширетуй этого дацана Даши Чойнпиллинг - Лубсан Дондоб - был просвещен в духовных науках, имел святые обеты и был усерден на пользу религии и живых существ. Вследствие того, что этот лама был усерден на пользу религии и живых существ, он был в 1832 году высочайше пожалован золотой нашейной медалью, а в 1842 году - золотыми карманными часами, и избран в члены Императорского Вольного Экономического Общества. Этот лама происходил в пятом поколении от вышеупомянутого в хоринской истории зайсана галзутского рода Бадан Туракина. Заслугами этого ламы духовная наука этого дацана значительно распространилась, и тем самым постепенно значительно распространилась религия. В этом же дацане началось с 1845 года отсутствовавшее в этой местности изучение цанита. Там собрались и учились в большом количестве лучшие ламы из дацанов Селенги, Хори, Баргузина, Аги и хамниганских. Польза религии и живых существ продолжала возвеличиваться еще выше.
Это согласуется с предсказанием, сделанным его святейшеством богдо банченом Чоглай Намжилом ученому чойжи гелун Цультиму. Предсказание гласит: "Бурятский народ впоследствии, в некое время, воздвигнет обитель в местности Цугол. Название обители будет Даши Чойнпиллинг, а покровителем его будет Чойжел. Этот монастырь будет основой веры будды, и живым существам будет принесена большая польза".
Полностью хроника на сайте "Восточная литература"
ССЫЛКА