Шаман или жрец Дьявола в стране Тунгусов

Dec 08, 2015 15:28






увеличивается при нажатии


"Шаман или жрец Дьявола в стране Тунгусов".
 Иллюстрация из книги Н.Витсена "Северная и Восточная Тартария".

С данным рисунком вполне опаставимо описание шамана в "Записках  о посольстве в Китай" Избранта Идес и Адама Бранда, впрочем Витсен при составлении своей книги испольховал их материаы.
       "Тунгусы и их знаменитый шаман, или колдун. Описание его внешности, колдовского наряда5 и другого убранства. За несколько миль отсюда, выше по течению, живут тунгусы, у которых имеется знаменитый шаман, или дьявольских дел мастер. Слухи об этом обманщике возбудили у меня желание повидать его. Поэтому, чтобы удовлетворить свое любопытство, я поехал в его жилище. Он оказался стариком высокого роста, имел двенадцать жен и нисколько не стыдился своего искусства. Он показал мне свой колдовской наряд и еще кое-какие употребляемые им орудия. Сначала я ознакомился с его платьем, состоящим из соединенных вместе железных пластин в виде птиц: сов, ворон, рыб, когтей животных и птиц, топоров, пил, молотков, ножей, сабель и изображений некоторых животных. Таким образом, этот дьявольский наряд был сделан из соединенных подвижно отдельных предметов. Чулки у него на голенях, как и платье, были из железа, железом же были покрыты ступни ног, а на руках было два больших, сделанных из железа медвежьих когтя. На голове также было множество железных украшений и сверху торчало два железных оленьих рога.
Как шаманы подготавливаются к колдовству и как колдуют. Когда он собирается шаманить, берет в левую руку тунгусский барабан, а в правую - плоскую палку, обтянутую шкурками горных мышей, высоко прыгает с ноги на ногу, отчего все его тело трясется и железные пластинки производят страшный шум. В это же время он бьет в барабан и, закатив глаза вверх, издает страшный медвежий рев и производит отчаянный шум. Все это лишь предварительная игра. Колдует же он следующим образом. [122]
С какой целью это делается. Если тунгусы хотят разыскать украденное или стремятся узнать что-либо другое, они должны прежде всего заплатить шаману, тогда он проделывает все вышеописанное, прыгает и воет, пока черная птица не сядет на крышу его дома, имеющую сверху отверстие для выхода дыма. Как только он увидит птицу, он падает без чувств на землю, а птица тотчас же исчезает. Когда он пролежит без сознания, как мертвый, четверть часа, он вновь приходит в себя и сообщает вопрошающему, кто его обокрал или что-либо другое, что тот хотел узнать. Все, что колдун говорит, будто бы так и сбывается.
Богатство шаманов. Одежда колдуна настолько тяжела, что мне еле-еле удалось поднять ее одной рукой. Этот колдун имел много скота, потому что к нему приезжало множество людей из отдаленных мест и давали ему все, что бы он ни требовал".

Еще интересные моменты, касающиеся  иллюстрации из книги Витсена. Хотя на рисунке и шаман и жилища в большей степени соответствуют оленным тунгусам, однако на ниже приведенных фрагментах,  можно видеть конных тунгусов. Вот, например, изображение воинов в монгольской одежде и с монгольскими луками.


или борьба, весьма похожая на бурят-монгольскую

шаманизм, ИСТОЧНИКИ, Нерчинские тунгусы, История, этнография, иллюстрации, эвенки

Previous post Next post
Up