Если не считать маргинальных гипотез, типа того, что вал это транспортный путь. То, существует две основных гипотезы назначение вала и относящихся к нему крепостей. Согласно, одной из них, "Вал Чингисхана" это оборонительный рубеж на северной границе империи Ляо, согласно другой, назначение вала в большей степени имело административное значение, в смысле, в основном для обозначения границы.
Исходя из того, что я знаю о вале и кочевниках живших по обе его стороны, я позволю себе усомниться в обоих предложенных исследователями вариантах. Так, если полагать, что вал имел исключительно оборонительное значение, то с учетом его технических характеристик, крайне сомнительно, чтобы вал и небольшие пограничные гарнизоны крепостей, смогли остановить серьезное военное вторжение на любом участке этого 750-километрового рубежа. Под ударами кочевников, тех же киданей, пала не одна крепость, не то, что какой-то вал.
Что касается вала, как границы, то это вообще несерьезно. Рыть 750-километровый ров глубиной в 3 метра, чтобы обозначить границу...
По моему, сугубо личному мнению, вся эта фортификация имела единственное назначение, а именно, ограничить миграцию кочевых племен из Забайкалья на территорию Внутренней Монголии, то есть на территорию империи киданей. Вал, ров и небольшие крепости, как раз были достаточны для того чтобы остановить перекочевку, как отдельных семей, так и целых родов и племен.
Вы просто представьте, что такое, даже одна кочевая семья, это прежде всего сотни и тысячи голов скота, а если еще сюда добавить юрты на колесах и т.п., то не трудно сообразить, что для перемещения всей этой массы требуется и время и нормальный скотопрогонный путь.
Поэтому, вал, ров (это главное), плюс пограничные гарнизоны вполне успешно могли пресечь любые попытки выхода кочевых племен Забайкалья на "оперативный простор".