Академик Петр Симон Паллас описывает камлание тунгусской шаманки, которое он наблюдал во время путешествия по Приононью в 1772 году и в принципе подтверждает наличие реальных способностей у шаманов.
Маия 30 прежде нежели мне отъехать, заставил я ворожить одну славную в Тунгусах Шаманку, которая в здешнем месте у своей родни гостила. Как скоро стало смеркаться, то пришла она к огню, разкладенному за несколько времяни перед одним шалашем, а Шаманское ея платье, бубен и костыль несли молодые ребята; за нею шло несколько молодых баб и девок, которые будут ей в пении подтягивать.
--- Платье ея, которое она перед огнем надевала на голое тело, походило на хороших колдунов одежду; коженой халат извешен был вокруг разными железными гремушками и другими медными фигурками; позади с плечь множество висело разноцветных змей и хвостов, из коих к одному привязан был маленький колокольчик. Шапка была простая коженная, и на место железных рогов, коиб к ней приделаны быть должны, пришиты были к плечам рогам подобные машины, на кои нацеплены были железные лягушки. Бубен поперек был больше аршина, и чтобъ настоящей страшный свой звук издавал, надобно было его нагреть и натянуть хорошенько, на что довольнаго требовалось времени. По том взяла она сперва сама в руки, и стала от огня лицом на север; женщин всех поставила рядом перед собою, а мущин разсадя вкруг начала страшным голосом распевать на север волшебныя свои песни. После отдала бить в Бубен своему мужу, а сама взяв клюки в одну руку начала прыгать, ломаться, всячески кривляться, при том икая, ворча, кукая, как кукушка и другими разными голосами, зделалась напоследок будто вне себя и велела у себя спросить что нибудь, сама петь ни чуть не переставая; на что и ответствовала между тем очень не худо. После спросила водки, и как ее еще просили продолжать ответствовать, то она извинялась, говоря что она не имеет больше как только, три духа в своем повелении, из коих каждой вечером неболее служит как для одного вопроса; а живут из них один на севере, другой на востоке, третей на западе; правда, говорила она, могу я еще на два вопроса ответствовать, а более нет уже, по тому что мне более не позволено. После того отвернулась к западу начала прибирать свои волшебные молитвы, к тому духу, коего Доролжою называла, и поелику тогда светил месяц, то смотрела она на него из под руки очень часто и так как будтоб видела, что кто то к ней издали подходит. - Дабы ответствовать на третей вопрос, то перечитывала она неоднократно свои кануны к востоку. Однако на все три вопроса, кои мы не без осторожности задавали, она так хорошо отвечала и так потрафила, что я удивился и неотменно подозревать был должен, что конечно не толмач ли ей переводя вопросы, пересказал что мы думали. Тунгусы хвалились сею Шаманкою, что она сему искуству ни у кого не училась, но сама собой дошла до сего совершенства, живучи сперва в девстве долгое время в задумчивости, так как в безумии. Напротив того казаки уверяют, ея наставник был один Шаман, живший на реке Онони…
Петр Симон Паллас «Travels through the southern provinces of the Russian Empire» (Путешествие по разным провинциям Российского государства) в переводе В. Зуева. 1788 г.
"…коженой халат извешен был вокруг разными железными гремушками и другими медными фигурками"
Бубен (составные части) и шаманский халат, вернее сохранившиеся от него металлические предметы которыми тот был обшит. Находка краеведа Я.К. Золотухина в районе с. Бурулятуй (Приононье). Сейчас находка хранится в Оловяннинском краеведческом музее.
Фото с сайта
http://yasnay.ru