Нагрудный знак Крымского горного клуба
Крымский горный клуб - первая туристическая организация в России или, как пишут некоторые исследователи, первая отечественная турфирма. Клуб был создан в 1890 году в Одессе, имел несколько отделений, среди которых, значительную роль играло Ялтинское отделение клуба. Впоследствии клуб был преобразован в Крымско-Кавказский.
В своем журнале, который посвящен в основном темам, так или иначе, связанным с восточной окраиной России, Крымский горный клуб, я упомянул вовсе не произвольно. Связь между далеким Крымом и восточной окраиной, в частности с Забайкальем состоит в следующем:
Дело в том, что у истоков создания клуба, а следовательно и у истоков отечественного туризма, стоял наряду с другими членами клуба, наш забайкалец Петр Иванович Першин (Першин-Караксарский), родившийся и выросший в селе Караксар на берегу реки Онон, а к 90-м годам XIX века переехавший жить в Одессу.
Обычно П.И. Першина связывают с именами декабристов, о которых он оставил основательные воспоминания, в частности о Н. и М. Бестужевых, И. Горбачевском, М. Кюхельбекере. Декабристов Першин, не просто знал лично, но и дружил с ними. В современных работах о декабристах, авторы ссылаясь на Першина, преподносят читателям его самого, как сибирского купца и литератора. Однако личность П.И. Першина была более многогранна. Да, он начинал, как купец, так как купечество было основным родом деятельности жителей Караксара, населенного нерчинскими мещанами, зато впоследстствии, рассматривая биографию этого незаурядного человека, можно увидеть его, как городского главу Нерчинска, как владельца золотых приисков в Забайкалье, как издателя газет, как представителя кяхтинских купцов в Соединенных Штатах и строителястроительства парохода, был у него и владивостокский период, где он водил знакомства с адмиралом С.О. Макаровым, художником-баталистом В. Верещагиным и др. известными деятелями.
Что касается литераторства Першина, то, какой бы деятельностью он не занимался, он всегда оставлся сотрудником многих сибирских и столичных периодических изданий, начиная с первой забайкальской печатной газеты "Кяхтинский листок". Кстати, я думаю будет правильным полагать именно П.И. Першина первым забайкальским профессиональным журналистом, а вовсе не Ивана Багашева, как пишет в своих статьях Виктор Балдоржиев.
Возвращаясь к Крымскому горному клубу, отмечу, что связь его с Забайкальем не только в членстве в нем забайкальца, но и в том, что этот забайкалец на заседаниях клуба делал сообщения и доклады о своем родном крае, например, в одном дореволюционном издании мне встречалась публикация касательно сообщения Першина о забайкальских золотых приисках.