Каторжная тюрьма в Акатуе
ИЗ ЖИЗНИ НА НЕРЧИНСКОЙ КАТОРГЕ. Воспоминания Марии Спиридоновой о забайкальских казаках в Акатуйской тюрьме. Все они участники событий 1905 года. Здесь привожу только небольшой отрывок, но в воспоминаниях о забайкальских казаках написано несколько больше, в частности как они "строили" уголовников.
Самый многочисленный контингент составляли беспартийные революционеры-массовики: рабочие, матросы, солдаты, забайкальские казаки, представители интеллигенции - инженеры, техники, железнодорожные и почтовые служащие, доктора, учителя и пр., выдвинутые волной политических беспорядков 1905 г., митингов, демонстраций и забастовок. В Акатуе в 1906 г. собралось больше всего участников знаменитой сибирской ж.-д. забастовки, которая в сибирских городах приводила к захвату власти социалистическими партиями, радикальной интеллигенцией и революционной частью рабочих. Значительная часть деятелей этого грандиозного массового движения, необычайного по страстности подъема и организованности, была перебита Ренненкампфом и Меллер-Закомельским при усмирении. Остальные, помилованные от смертной казни, попали в Акатуй на бессрочную или 15-10-летнюю каторгу.
В этой беспартийной массе выделялось землячество человек в 30 забайкальских казаков (посланных на каторгу с их военной службы). Все - из-под смертной казни, получившие взамен бессрочную или 20-15-летнюю каторгу. Все - молодец к молодцу на подбор. Веселые, рослые, пышущие здоровьем, удалые, они судились чуть ли не гуртом, приехали все вместе и пели оглушительными глотками тоже всем составом. Большая часть из них была осуждена за освобождение политических заключенных из Акатуя же во время революционного движения 1905-1906 гг.
Нашел троих из упомянутых 30 казаков. Источник: Политическая каторга и ссылка. Биографический справочник членов общества политкаторжан и ссыльно-поселенцев. Кстати, Андрей Лопатин упоминается и М. Спиридоновой
Прим. Подаванцы это те кто подавал прошения о помиловании или смягчение наказания. По мысли политических каторжников "в законе" казаки, вероятно, не должны были просить заменить смертную казнь на каторгу.