Вот на таком самолете улетал из Читы в Даурию атаман Семенов в октябре 1920 г. На фото французский самолет Сальмсон 2 А2
"Видя, что я не имею возможности рассчитывать на штаб армии и части 2-го и 3-го корпусов, и не имея около себя никаких коренных своих частей, кроме бронепоезда, совершенно бесполезного при создавшейся обстановке, я был вынужден вылететь на аэроплане в Даурию, где меня ожидали части 1-го корпуса генерал-лейтенанта Мациевского, заменившего в должности командира корпуса генерал-лейтенанта Д.Ф.Семенова.
Аэроплан, с пилотом полковником Кочуриным, был неисправен, и в течение всего полета, продолжавшегося два часа пятнадцать минут, механик у меня в ногах паял бензиновый бак".
Семенов Г.М. Атаман Семенов о себе. Воспоминания, мысли и выводы
А это пишет летчик-наблюдатель В.Зиновьев, чье место в самолете занял Семенов.
Я вылетел по старому стилю 19 октября со своим командиром отряда полковником Качуриным с нашего аэродрома, как обычно, в штаб армии, в Читу, с целью очередной разведки. В этот же день прибыл в Читу и атаман. Результаты разведки дали основание думать, что красные усиленно подготавливают свой последний натиск на нас. В их расположении было заметно сильное оживление, движение частей к железной дороге. Военная разведка подтвердила наши донесения.
После обеда, к вечеру вылетев второй раз, что красные уже наступают на станцию Агу, где стояла наша Оренбургская казачья бригада. Не успели мы по прибытии доложить об этом в штаб, как было получено донесение от начальника Манчжурской дивизии, генерала Нечаева, что со стороны Макавеево красные уже повели и на него наступление, атаки которых им пока успешно отбиваются, с оренбуржцами телеграфная связь была уже прервана. По слухам, они очистили станцию и отошли на юг. У станции Песчанки появились разъезды красных. По всей вероятности, красные были хорошо осведомлены о том, что в данное время атаман и штаб находятся в Чите, и поэтому они спешили отрезать ее и захватить. Тогда решено было, что Атаман перелетит на нашем аппарате в Даурию. Так как наш аппарата был двухместным, системы "Сальмсон", то атаман с моим командиром на другой день, то есть 20 октября, вылетели из Читы и в тот же день благополучно спустились через 3 часа 10 минут на станции Даурия, пролетев около 500 километров.
В.А. Зиновьев "Каппелеыцы в Забайкалье"
Песенно-творческий взгляд на событие.
…Аэроплан мой, аэроплан,
Не царь я больше, не атаман!
Еще недавно «признал» барона.
Теперь он скажет, что я ворона.
Аэроплан мой, аэроплан,
Погибнет Врангель, погибнет пан!
Куда спуститься, куда дать тягу?
Спасите, братцы, царя-летягу.
Аэроплан мой, аэроплан,
Умчи подальше от партизан.
К барону разве мне в Крым укрыться:
Помочь коллеге летать учиться.
Аэроплан мой, аэроплан,
Везде погибель - и тут и там.
http://a-pesni.org/grvojna/kr/aeroplan.php Для справки. О войсковом старшине К. Качурине, командире авиаотряда, который управлял самолетом.
Качурин Константин Петрович (15.12.1891 - после 1960) - из ОКВ. Род. в г. Маргелан. Окончил ОНКК, Николаевское инж. училище по 1 р. (1912), Севастопольскую авиашколу (1917). Воен. летчик. На службе с 01.09.1909. Хор. (с 06.08.1912). Подъес. (с 1916 со ст. с 28.02.1916). Полк, (на 1920). Служба: в 6 ОКП (1912-1916), Приказом по 4 А. (06.08.1916) назн. летчиком-наблюдателем в 4 отряд истребителей (в 7 корпусном авиаотряде). В белых войсках Сев. фронта. В Славяно-Британском авиакорпусе (легионе) Архангельского фронта (с 07.02.1919), приком. к штабу командующего войсками Сев. обл. до назн. в строевую часть (с 06.02.1919), в отряде подполк. Бальзама (с 19.02.1919), приком. к штабу командующего войсками Сев. обл. до казн, в строевую часть (с 31.03.1919), в 3 инж. роте (с 03.04.1919). Ком. 2 авиаотряда в частях Г. М. Семенова в Забайкалье (1920). В эмиграции - в Великобритании, к 1925 в Лондоне. Ум. в Лондоне. Награды: Св. Стан. 3-й ст. (1915).
Ссылка