Происходящие сейчас в Японии события вполне можно назвать знаковыми. Такой официальный, окончательный камень на могилу пресловутых «западных ценностей». Главная витрина «либералов»: «Смотрите, мол, даже в Азии наши ценности работают!» - разлетается вдребезги. Один из мировых лидеров, страна «Большой семёрки», превращается в автократическое милитаристское государство с официальным религиозным правлением. И не явочным порядком, а официально, с закреплением в конституции.
Почему я утверждаю, что творится el grand scandal, а в СМИ - тишина и покой? Ну так СМИ-то у нас либеральные. Где же это видано: критиковать государственное устройство аж самой Японии, члена G7! Любимого восточного брата Всемирного Источника Демократии!..
А вот в самих Штатах пресса очень и очень уныло об этом говорит. Они уже ощутили этот тренд: тренд, о котором в России заговорили ещё с весны прошлого года. Идёт великое возвращение Его Величества Суверенитета. Очень антидемократической идеи. Штаты уже были почти уверены: всё, цель достигнута! Государства делятся на «демократические» (которыми можно легко манипулировать через интернет, СМИ, НКО и прочие «свободы») и «недемократические», которые, понятное дело, просто вне закона. Ну какое право имеет существовать государство, во внутренние дела которого Штаты не могут вмешиваться легко и непринуждённо, словно у себя на кухне? В общем, суверенитет никак не вписывался в доктрину глобального доминирования США. Что значит «внутренне дело», «независимое государство», «национальные интересы»? Штаты сами решат, что правильно, а что - нет, что можно, и чего нельзя. Итак, Япония...
Главная азиатская витрина американской демократии
Не буду останавливаться на конституции 1947 года, которую навязали Японии после оккупации американцы.
Любопытно однако
послушать отзывы «настоящего цивилизованного лидера», премьер-министра Синдзо Абэ об этой классической конституции западного типа: в его партии утверждают, что некоторые положения действующей конституции «основаны на западноевропейской теории естественных прав человека, а поэтому данные положения нуждаются в изменениях». Примем к сведению отношение нынешнего правительства к пресловутых «ценностям» и пойдём дальше.
Scheiße pazifisten!!!
Также в конституции была пресловутая «мирная» 9 статья, которая запрещала применение вооружённых сил во всех случаях, кроме лишь непосредственной и прямой агрессии.
Рябь на воде пошла уже в прошлом году, когда 1 июля кабинет министров утвердил
изменения официального толкования статьи 9 Конституции, в рамках которого было утверждено, что Япония, как и другие страны, в соответствии с 51-й статьей Устава ООН обладает правом коллективной самообороны, которое означает возможность применения своих вооруженных сил для защиты союзников. Согласитесь, «защита союзников» - это уже очень далеко от «непосредственной и прямой агрессии».
От такого поворота событий
напряглись на Смоленской площади. «Кабинет министров Японии утвердил изменения официального толкования статьи 9 Конституции, не признающей за японским государством права на ведение войны, запрещающей создание вооруженных сил и любых других средств ведения войны», - напомнил Лукашевич.
«Новая трактовка позволяет, в частности, использовать национальные силы самообороны за рубежом в случае, когда на одного из союзников Токио совершено нападение, а также направлять военных для участия в миротворческих операциях», - сообщается на сайте МИД России.
«Мы не хотели бы давать поспешных оценок декларированию японским правительством права на коллективную самооборону. Все будет зависеть от его дальнейших практических шагов. Будем внимательно следить за действиями кабинета Синдзо Абэ, в том числе в рамках объявленной им в декабре 2013 года концепции «активного пацифизма», - заявил Лукашевич.
Но главное, что это решение создало прецедент. «Оккупационная» конституция перестала быть «священной коровой». Эта мирная, либеральная конституция совсем не соответствовала представлениям новой Либерально-демократической партии и её лидера о правильном устройстве Японии и её роли в международной политике.
Прости, любимая, так получилось!..
Забавно, что эту дверь косвенно открыли сами же американцы. Напомним, боевики группировки «Исламское государство»
обезглавили японского заложника Кэндзи Гото. Решительно настроенный премьер Синдзо Абэ в полной мере использовал этот повод для того, чтобы начать широкую дискуссию вокруг чересчур «пацифистской» конституции.
«Духовные скрепы»
Недавно в Японии был принят закон «О государственной тайне», который предполагает уголовное наказание за разглашение сведений, которые, по мнению правительства, могут носить секретный характер. В стране это рассматривали как наступление на свободу слова.
Ещё более колоритно смотрятся последние инициативы Абэ. По сравнению с ними наши «духовные скрепы» - просто детский лепет! Читая дальнейшее не забывайте, что это не «Кодекс юного натуралиста», а основной закон страны, который станет юридической основой для дальнейшего обновления законодательства.
В проекте поправок говорится об «обязанностях» «отстаивать конституцию», помогать членам семьи, «уважать национальный гимн и флаг».
А дальше начинается уже не про «колорит», а куда более далеко идущие инициативы:
«Люди должны отдавать себе отчёт в том, что наряду со свободами и правами существуют обязанности и ответственность».
«Люди должны поступать в соответствии с общественными интересами и общественным порядком».
«Народ должен повиноваться приказам государства или подчинённым ему ведомств при чрезвычайном положении».
Помимо этого Абэ намерен отменить положения, запрещающее наделять религиозные организации политической властью. Кто-то в России недоволен «фактическим» «сращиванием» церкви и государства? Забудьте: Япония собирается оформить это юридически и записать в свой основной закон.
Абэ закручивает гайки
Синдзо Абэ ведет очень консервативную политику,
рассказал руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов. «Эта «правая» политика проявляется не только во внешней среде, но и во внутренней», - отметил он. Желание внести в конституцию поправки, каким-то образом ограничивающие гражданские свободы, только подтверждает это. «Мы видим не первый сигнал к тому, что Абэ собирается «закручивать гайки, и последние предложенные изменения также представляют собой не что иное, как проявление ограничения гражданских прав и свобод», - считает Кистанов. Недовольство граждан не помешает премьеру вносить изменения, которые он считает необходимыми. «Абэ идет напролом, проталкивая свой националистический «правый» курс», - добавил эксперт.
Необходимость в подобных изменениях Синдзо Абэ может обосновывать сложной обстановкой на международной арене. «Как любят говорить в Японии, ситуация вокруг становится все более напряженной (это связано с отношениями с Китаем, Северной и Южной Кореей), нужно проявлять твердость и бдительность, мобилизовывать общество, готовить его к отпору», - полагает Кистанов.
«Абэ берет курс на ужесточение и более жесткое отстаивание интересов страны на международной арене. Во многих соседних странах его стремления воспринимаются как возрождение японского милитаризма: об этом говорят в Китае и Южной Корее, - рассказывает Кистанов. - В первый период своего пребывания на посту премьер-министра, в 2006-2007 годах, Абэ переименовал Управление сил самообороны в Министерство обороны. Теперь он ведет к тому, чтобы трансформировать силы самообороны в полноценную армию национальной обороны. Он снял запрет на экспорт оружия, добровольно наложенный на себя Японией еще в 60-е годы. Это тоже говорит о том, что он ведет более жесткую, «правую» и консервативную политику со значительной окраской национализма. Это происходит и на внешнем, и на внутреннем уровне, параллельно», - отметил эксперт.
Японский народ не хочет жить в нелиберальном государстве, замечает аналитик.
Более 80% японцев высказались против закона о «государственной тайне», принятого правительством Абэ. Люди также выступают против попыток облегчить процедуры пересмотра Конституции. Японский народ очень ценит свободу, несмотря на то, что изначально эту свободу ввела иностранная держава. Этой свободой они пользовались в течение последних семи десятилетий.
Отказаться от конституции премьер Японии хочет уже давно. «Абэ не нравится эта конституция, он считает, что ее навязали оккупационные силы во главе с США. Он хочет отказаться от навязанных американцами правил, в том числе и во внутреннем плане. Хотя эта конституция много сделала для Японии, открыв много свобод, например, в сфере экономики. - Но Абэ - жесткий человек и делает конституцию под себя».
Не вижу зла, не слышу зла!
Америка всё это примет. Благополучно закроет глаза. Собственно, после Саудовской Аравии и Катара ей вообще давно не привыкать к «демократичности» союзников. Это только с России почему-то они вечно спрашивают чуть ли не больше, чем с себя. И весь западный мир это проглотит, не моргнув глазом. Демократия - она же ведь не в том, чтобы права человека соблюдались повсеместно и не было двойных стандартов, а в том, чтобы США могли и дальше сохранять лидирующее положение в мировой политике. А милитаризированная Япония поможет им эффективнее сдерживать Китай. Заодно, можно будет свободнее маневрировать с Северной Кореей, а прочие страны АТР, памятуя исторически крутой нрав империи Ямато, истерично вцепятся в защитный подол Америки, лишь бы та получше держала своего свирепого пса на привязи.
Отмена навязанной Штатами же «мирной» статьи откроет двери для вмешательство японского флота, авиации в сухопутных сил в любые международные конфликты по указке Оплота Свободы. Ну а то, что Япония возвращается к полуфеодальным порядкам - это пустяки. Друзьям и не такое простить можно. Друзьям - всё, врагам - закон. Порою мне кажется, что это всё же американская пословица...