2995. Энергетическая эволюция цивилизации

Feb 25, 2016 13:28

Агенты влияния

Артем Ейсков

Можете ли вы вспомнить биржевые цены угля, меди или пшеницы? Вряд ли. Зато цену нефти хотя бы приблизительно знают многие. Потому что сегодня нефть - то же самое, что рабы несколько веков назад



О нефти каждый день пишут деловые издания, а во время сильных изменений цен и все остальные. При этом саму нефть подавляющее большинство читателей вживую никогда не видело и не увидит: ее не продают в магазине. Почему же нас так интересует цена вонючей грязной вязкой жидкости, добываемой суровыми бородатыми мужчинами где-то на далеком севере или в жарких пустынях?

Возможность эффективной (то есть выгодной) транспортировки энергии крайне важна для развития экономики. До тех пор пока энергия добывается там же, где используется, экономический рост происходит только в этих регионах, а остальные остаются слаборазвитыми. Конечно, какая-то энергия есть практически везде, где живет человек, но в некоторых местах ее больше, чем надо, в других - меньше. Поэтому экономике требуется некий «агент-посредник», с помощью которого можно транспортировать энергию на большие расстояния. Своего рода энергетический уравнитель, согласующий базовые экономические возможности разных регионов. На протяжении истории таких агентов было всего два.


Человеческий потенциал: рабство

До промышленной революции, когда часть работ взяли на себя механизмы, основным источником энергии оставался ручной человеческий труд. Люди, конечно, пытались чем-то его заменить: животные помогали пахать землю и перевозить тяжести, реки и ветер давали энергию для мельниц, горящие дрова и уголь отапливали дома и позволяли плавить металл. Но у этих добавочных источников энергии было два ключевых недостатка: локальность и невысокая эффективность.



А энергия ручного труда в древнем и средневековом мире была дешева, универсальна и могла транспортироваться своим ходом или морскими судами на большие расстояния. Именно с этим связано существование работорговли во всем мире на протяжении тысячелетий. Торговля живым товаром была важной частью экономики Золотой Орды и Крымского ханства. В Африке переток «человеческой энергии» проходил по направлению с юга на север: рабы из Юго-Восточной Африки и района Африканского Рога поставлялись арабами на южное побережье Средиземного моря. В Средние века в Европе работорговля была одним из важных секторов экономики, особенно на юге: генуэзские и венецианские купцы разбогатели не только на текстиле и пряностях. В XVI-XVIII вв. процветала «треугольная торговля» - поставка рабов из Африки в Новый Свет с вывозом оттуда в Европу произведенных ими товаров. Глобальные перетоки «человеческой энергии» начали иссякать только в конце XVIII - начале XIX в.

Природный эквивалент: уголь, нефть и газ

После рабов на пост эквивалента-посредника заступили углеводороды - поочередно уголь, нефть и газ. Эра угля в качестве энергетического уравнителя в XVIII-XIX вв. была короткой, но важной. Во многом ради доставки угля из мест добычи к промышленным центрам строились железные дороги и сети каналов, угольные пароходы повысили надежность трансокеанской торговли, а универсальная паровая машина, работающая на угле, позволила поднять производительность труда и производство промышленной продукции даже там, где собственных источников энергии было мало. Но со временем большинство стран - потребителей угля обнаружили его залежи на своей территории, и уголь превратился в локальный ресурс.



По сравнению с другими видами топлива нефть (точнее, ее производные) - очень удобный источник энергии. Главный показатель эффективности горючего - удельная теплота сгорания: килограмм дров или бурого угля при сгорании дает в среднем около 10-15 МДж, каменного угля - 20-30 МДж, килограмм мазута и керосина - в районе 40 МДж, а бензина - так и вовсе 43-44 МДж. При этом на транспорте бензин проще в использовании, чем уголь, и безопаснее, чем газ (со схожими показателями удельной теплоты сгорания). Газ же эффективнее при промышленном сжигании и для отопления, но его намного сложнее перевозить через океан, чем нефть или уголь.

Выходит, что по совокупности показателей нефть - самый эффективный энергоноситель, и его можно перемещать на любые расстояния любым транспортом (включая трубопроводы).



С точки зрения глобальной экономики, сейчас нефть - ничем не заменимый ресурс, позволяющий добавить энергии в той точке планеты, где это в данный момент необходимо, то есть там, где экономика растет особенно бурно, опережая местные энергетические возможности. А значит, нефть критически важна для экономического роста как локально, так и для человечества в целом. И поэтому от цены нефти зависит количество получаемой мировыми «точками роста» энергии: чем выше цена сырья, тем меньше баррелей удастся импортировать или тем выше придется поднять цены на конечную продукцию и услуги. В обоих случаях темпы экономического роста будут ниже ожидаемых. И наоборот, дешевая нефть в целом снижает расходы бизнеса и государств на энергию, оставляя больше денег на развитие. Поэтому крупные импортеры нефти просто вынуждены следить за происходящим на сырьевом рынке и знать, сколько стоит эта черная жижа в данный момент.

Несмотря на многочисленные прогнозы на протяжении последних 30 лет,согласно которым нефти осталось на 20-40 лет, нефть не закончится никогда. Другое дело, что нам может стать неинтересно ее использовать (в качестве энергии), потому что добыча начнет обходиться слишком дорого (уже сейчас все «удобные» месторождения фактически исчерпаны).



Есть люди, которые всерьез рассчитывают, что по мере исчерпания запасов легко добываемой нефти ее цена будет все повышаться и повышаться, обогащая ее (нефти) владельцев. Но нет, при определенном уровне цен нефть можно будет заменить другими источниками энергии. Основной потребитель нефтепродуктов (автотранспорт), судя по текущим трендам, в ближайшие 20-30 лет станет электрическим, а производить электроэнергию проще и дешевле на АЭС или хотя бы с помощью природного газа.



У газа два ключевых преимущества перед жидким топливом: во-первых, его намного больше, а во-вторых, он намного «чище» - меньше загрязняет окружающую среду. До последнего времени распространение газа сдерживалось только одной, но важной проблемой: его трудно хранить и перевозить. Тем не менее сейчас она частично решена, а частично решается у нас на глазах: конечные небольшие потребители переходят на питание электричеством (автомобили) и непосредственно газом (дома, котельные), а для дальних поставок большого количества газа (через океан) созданы и строятся специальные суда и береговые терминалы.

Но ведь и газ когда-нибудь кончится! После переходного «газового» периода снова настанет время локального производства энергии (просто уже на новом уровне): и атомные, и солнечные, и ветровые станции можно строить почти где угодно. А значит, место мирового посредника-эквивалента вновь окажется вакантным.

Энергия будущего: время

И что же нас ждет, когда мы полностью решим проблему практически неограниченного доступа к дешевой локальной энергии и автоматизируем материальное производство? А вот что: вся деловая активность окончательно переместится из области создания товаров и услуг в область их навязывания потребителю.



Неузнаваемо изменившийся бизнес будет бороться не за деньги клиента (деньги в привычном виде, скорее всего, исчезнут), а за его внимание, за привилегию поставить ему свой товар или услугу. Соответственно, максимально дефицитным ресурсом станет внимание людей, их время, потраченное на использование предложений тех или иных поставщиков. А значит, появится бизнес по оптовой торговле человеческим временем. Компании, уже имеющие доступ к большому количеству потребителей, смогут продавать этот доступ тем, кто не пробился «к телу» клиента. Можно сказать, что экономика, пройдя по очередному витку спирали, вернется к своеобразной «работорговле». С двумя важными изменениями: люди будут «продаваться» более-менее добровольно, непосредственным же объектом купли-продажи станет не физическая сила человека, а его личное время. И удовольствия от результата продажи в данном случае у «раба» будет явно больше, чем в Средние века.

ГЛОССАРИЙ

Что такое Brent?

Нефть - смесь множества углеводородов и примесей. Жидкость, добываемая на разных месторождениях, отличается по составу и свойствам, а главное - по плотности и содержанию серы. Чтобы упростить торговлю нефтью, были введены эталонные (маркерные, стандартные) сорта, цены на которые определяются рынком. Цены на остальные сорта нефти (региональные, например российскаяUrals) привязаны к эталонным и стоят немного меньше или больше.

Всего эталонных сортов три: Brent, WTI и Dubai Crude. При этом Brent и WTIочень похожи, а нефть Dubai значительно более сернистая. WTI - это техасская нефть, поставляемая в хранилища около города Кушинг в Оклахоме, Dubai Crude- арабская нефть, идущая на экспорт, в основном в Азию. А сорт Brent фактически не существует, это виртуальная искусственная конструкция, используемая только как точка отсчета для цен на реальную нефть. Изначально (с 1976 г.) это была нефть, поставлявшаяся с одноименного месторождения в Северном море. Но со временем месторождение Brent иссякло. Чтобы не отказываться от привычного названия и не менять параметры биржевых контрактов, производители договорились «подмешивать» к уже почти исчезнувшему Brent нефть с других нефтяных полей. Причем если раньше нефть со всех источников сходилась на одном терминале, то теперь она поступает в разные терминалы в разных странах.

Что такое баррель?

Это обычная бочка. В таких бочках на нефтяные поля Пенсильвании в середине XIX века поставлялось виски для рабочих. Чтобы не возить пустую тару обратно и не выбрасывать ее на месте, было решено вывозить в бочках нефть. Соответственно, объем поставок начали считать в «бочках», а со временем так и привыкли. Позже «бочка» стала условной мерой объема нефти, равной 42 американским галлонам, или 158,987 литра. Важно понимать, что баррель - это мера объема, а не веса, поэтому в одной и той же «бочке» может содержаться разное количество килограммов нефти с разных месторождений.
ДЕНЬГИ

Доходы России от нефтегазового экспорта в 2014 г.
(Источник: «Банк России»)

Экспорт нефти - 153,89 млрд долл.

Экспорт нефтепродуктов - 115,87 млрд долл.

Экспорт газа - 55,24 млрд долл.

Фото: Getty Images (х6), Russian Look

Источник

энергопотребление, энергетика, углеводороды, цивилизация, эволюция

Previous post Next post
Up