19. Образование: всем поровну или каждому по способности?

Jan 16, 2013 18:52



Взгляд на проблему с естественнонаучных позиций




1. Куда не влекут способности, туда не толкай

Чтобы прочитать и понять смысл того, что я уже успел сказать в своем Живом Журнале (а, прочитав, еще и задуматься над прочитанным), конечно же, необходим кругозор, определенный уровень знаний, определенный уровень образования. А еще необходима для этого заинтересованность, некая живая жизненная позиция. Не надо замыкаться в себе, не надо отмалчиваться (молчать будем там, здесь предпочтем разговаривать). Итак, что же такое образование, да к тому же еще и с естественнонаучных позиций?


   

 




 



Я.А. Коменский, Дж. Локк, И.Г. Песталоцци,
А.В. Дистервег, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко

Четыре столетия назад чешский учитель Ян Амос Коменский (1592-1670) пришел  на основании собственного педагогического опыта к пониманию простой (но великой) истины. Учитель не должен методично натаскивать всех учеников на одинаковую сумму знаний. Дети от природы наделены различными способностями и  дарованиями. Одни (и таковых большинство) потенциально склонны к тем или иным практическим ремеслам; другие, напротив, - к музыке, поэзии, ораторскому искусству, различным наукам, тогда как третьи - к богословию, медицине, юриспруденции. Всё в мире устроено по за­кону нормального распределения, как мы сказали бы теперь. Поэтому задача учителя состоит главным образом в том, чтобы выяснять и взращивать заложенные в детях индивидуальные способности. «Воспи­татель юношества, так же как и врач, является только помощ­ником природы, но никак не её господином». «Чуждое есть то, что несвойственно натуре того или другого ученика. Ку­да не влекут способности, туда не толкай. Бороться с на­турой - напрасное дело». И, если в ходе обучения никого из детей не принуждать к чему-либо против их воли, а давать им образование по способности, то ничто и не будет вызывать у них отвращения к школе и притуплять силу ума.  Каждый ученик легко будет идти вперёд, к чему влечет его  природа. И в дальнейшем каждый на своем месте с пользой послужит себе и отечеству.

Педагогическое кредо Коменского нашло отражение во многих его научных публикациях, однако наиболее полное и законченное выражение оно получило в главном труде «Великая дидактика», в котором все законы и правила обучения и воспитания ребенка выведены из его природы. Так в историю педагогики вошел знаменитый «принцип природосообразности».


Строго говоря, заслуга  Я.А. Коменского состояла в том, что он переоткрыл принцип природосообразности  в педагогике и поставил его на научную основу. Ведь еще Марк Фабий Квинтилиан (яркая фигура римской философской и педагогической мысли, ок. 35 - ок. 96) писал: «Справедли­во вменяется в достоинство учителю, когда старается он за­мечать в своих учениках различие умов и узнавать, кто к чему способнее от природы». И далее: «Учитель должен лучше заботиться о природных дарованиях и направлять умы более всего туда, куда они сами стремятся». Еще раньше эту идею сформулировал в превосходной афористичной форме Цицерон: «Если будем следовать за природой, как за вождем, мы  никогда не заблудимся». Поскольку система образования в Древнем Риме строилось по об­разу и подобию древнегреческой, методологические корни аксиомы Цицерона и Квинтилиана, несо­мненно, восходят к античной философии (в частности, Аристотеля).

Представления о врожденности способностей человека, совершенно естественно, нашли отражение и в более поздних (относительно античных источников) новозаветных текстах, разумеется, в присущей им литературно-фразеологической форме: «Дары различны, и служения различны, и действия различны. Но каждому    дается проявление Духа на пользу: одному дается слово мудрости, другому слово знания, иному дары исцелений, иному разные языки, иному истолкование языков» (1-е Коринфянам).

Может, восточные мудрецы в этом отношении рассуждали (будучи вдали от европейской культуры и даже в изоляции от нее) как-то иначе? Вовсе нет. Древнекитайский мыслитель Конфуций (551 - 479 до н. э.) в своем трактате «Беседы и суждения» («Лунь юй) совершенно определенно указывает на то, что возможности учащихся к восприятию знаний неодинаковы от природы. Придавая педагогическому процессу должное значение, Конфуций, однако, не считал его определяющим и всесильным, а увязывал конечный результат обучения с наследственностью ребенка.

Так что представление о врождённости способностей человека (и необходимости обучения детей, исходя из различия врождённых способностей) «миллиарды раз» (как сказал бы забытый классик) было проверено и подтверждено историческим опытом и педагогической практикой многих народов мира. В наше время это стало к тому же научно доказанной истиной благодаря величайшим открытиям в области генетики и молекулярной биологии (о "диктатуре генома" читайте у меня по ссылке (17)). Люди генетически не равны от природы: одни сильнее, другие красивее, третьи умнее и т.д. И, стало быть, каждый человек может реально претендовать на равенство лишь в социально-правовом отношении, но отнюдь - не в биологическом. Как говорится, все мы равны (в том смысле, что все мы -  люди), но одни почему-то намного «равнее» других, и с этим, увы, ничего не поделаешь. Генетический полиморфизм человека чрезвычайно велик и, главное, он замечательнейшим образом коррелируется с тем разделением труда, которое исторически сложилось в обществе. Недаром на фронтоне самого доступного в мире универси­тета, в который без экзаменов принимают всех желаю­щих, но через год-два оставляют только способных, огромны­ми буквами выбито предупреждение: «Чего не дал Бог, не даст и Сорбонна». Не считаться с этой реальностью в контексте образования молодого поколения никак нельзя.

Природосообразная педагогика Коменского была устремлена главным образом в будущее. Но и при жизни автора она приобрела широкую известность и всеобщее признание. Возрождающаяся Европа постепенно приходила в себя после длительной средневековой схоластики и потому чутко реагировала на всякие прогрессивные идеи и новшества. Коменского приглашали к себе для оказания содействия в развитии системы образования и методической  подготовки учителей различные европейские страны. Но более всех «научную новизну и практическую значимость» «Великой дидакти­ки» оценила Англия. Выход книги совпал по времени с грандиозными геополитическими задачами, которые стояли перед этой страной в связи с освоением и колонизацией необъятных и несметно богатых заморских территорий, включая Америку. Разумеется, для этого позарез нужны были квалифицированные кадры самого различного профиля (администраторов, миссионеров, фермеров, строителей, шерифов, полицейских, флотского и армейского комсостава, матросов, солдат и т.д.) и, конечно же,  в первую очередь - школьных учителей. Поэтому сразу, по завершении (в 1638 г.) перевода оригинала "Великой дидактики" с родного чешского на общепринятую в тогдашнем ученом мире латынь, Коменский был приглашен в Лондон "для осуществления своих великолепных планов".

Англичане не только успешно (можно даже сказать, «на отлично»)  освоили природосообразную педагогику Коменского и внедрили ее у себя (добившись впоследствии, как известно, выдающихся успехов в различных областях материальной и духовной культуры и внеся тем самым огромный вклад в развитие всей мировой цивилизации), но и распространили на своих многочисленных кораблях по всему миру. В 1642 году английские переселенцы высадились на берегу Массачусетского залива в Америке. Там они основали свое первое поселение и построили (в 1644 г.) первую амери­канскую школу по «типовому проекту» гениального педагоги­ческого архитектора, которая и положила начало триумфаль­ному шествию «Великой дидактики» по всему Новому Свету.




Я.А. Коменский, великий педагог-гуманист и философ, неутомимый борец против схоластической системы обучения («Отец педагогики», «Учитель учителей», «Учитель народов», «Ньютон педагогики», «Коперник педагогики», «Колумб педагогики») оказал огромное влияние на развитие мировой педагогической науки и школьной практики. В разные времена и в разных странах у него было много последователей, трудами которых природосообразная педагогика существенно обогатилась.  Среди них наиболее значимую роль сыграли: английский философ-просветитель и политический мыслитель Джон Локк (1632 - 1704), швейцарский педагог-демократ Иоганн Генрих Песталоцци (1746 - 1827), немецкий педагог-демократ Фридрих А.В. Дистервег (1790 - 1866), русский педагог-демократ, основоположник научной педагогики в России Константин Дмитриевич Ушинский (1824 - 1871), советский педагог и писатель Антон Семенович Макаренко (1888 - 1939). Наряду с Коменским их с полным основанием можно назвать классиками научной природосообразной педагогики.

Локк: «…я не могу спокойно ду­мать о том, что молодого джентльмена считают необходи­мым втолкнуть в общее стадо и затем погонять его розгой и плёткой из класса в класс, как бы сквозь строй, ради того, чтобы он «приобрёл интеллектуальную культуру».

Песталоцци: «Во всех случаях, когда принципы школьного дела и его организация не исходят просто и непосредственно из су­щества человеческой природы, а насильственно, искусственно выводятся из случайных состояний и положений людей, ре­зультаты всегда иные, чем они должны быть. Они никогда не соответствуют стремлениям человеческой природы, а средст­ва, при помощи которых достигаются мнимые результаты, ни­когда не являются педагогическими и ведущими к облагора­живанию человека, они всегда лишь портят и губят его».

Дистервег: «Наши так называемые педагоги хотят исправлять человеческую природу, исправлять при по­мощи системы, в которую они втискивают своих питомцев. Это основная ошибка, основное заблуждение, которое обусловливает все их последующие неправильные действия... Си­стематическое натаскивание, произвольное ограничение яв­ляется коренным педагогическим заблуждением, или, если угодно, самым вопиющим преступлением, потому что пося­гают на природные задатки индивидуума». «Корифеи рода человеческого (например, Кант, Лессинг, Шиллер, Гёте и др.) приписывают основную роль в формировании человека главным образом задаткам, меньше воспитанию в обыкновен­ном смысле слова, если из человека вырабаты­вается что-либо значительное. Кому мать Природа не подари­ла благосклонной улыбки в колыбели, для того искусство пе­дагога - бесплодный и безуспешный труд. «Из ничего и не сделаешь ничего», полагают они и мы вместе с ними». «Счастлив тот, кого судь­ба привела к тому, к чему предназначила его природа. Счаст­лив он сам, счастливо через него и всё человечество».

природосообразная педагогика, врожденные способности, образование, принцип природосообразности

Previous post Next post
Up