Начало в 5318:
https://albercul.livejournal.com/1386235.html Однако ни одно бедствие, вызванное опрометчивыми решениями из-за слабого знания законов природы, не сравнится с тем, что было спровоцировано в Китае Мао Цзэдуном в конце 1950-х. В 1958-1962 годах Коммунистическая партия Китая повсеместно развернула экономическое и социальное движение, известное как Большой скачок. Это было грандиозное коллективное мероприятие, направленное на то, чтобы за несколько лет превратить Китай из сельскохозяйственной страны в великую индустриальную державу. Результаты, к сожалению, не оправдали ожиданий. Реформы, с помощью которых партия намеревалась осуществить эти радикальные изменения, коснулись всех сфер жизни Китая, и порой имели разрушительные последствия.
В 1958 году Мао справедливо полагал, что с некоторыми из бедствий, которые веками преследовали китайцев, должно быть покончено немедленно и бесповоротно. Следует учитывать, что осенью 1949 года коммунисты пришли к власти в стране, где во многих регионах свирепствовали инфекционные заболевания: чума, холера, корь, туберкулез, полиомиелит и малярия были эндемичными в большей части Китая. Вспышки холеры были очень частыми, детская смертность достигала 30 процентов.
Создание национальной службы здравоохранения и массовая кампания вакцинации против чумы и кори были первыми и весьма достойными мерами, предпринятыми для улучшения ситуации. По всей стране началась установка оборудования для очистки питьевой воды и обработки сточных вод. По примеру Советского Союза была организована подготовка медицинского персонала, который отправлялся на работу в сельские районы для обучения населения основам здорового образа жизни и гигиены, а также для лечения болезней всеми доступными средствами. Но, очевидно, этого оказалось недостаточно. Нужно было ограничить распространение переносчиков инфекции: комаров, вызывающих малярию; крыс, разносчиков чумы; наконец, требовалось уничтожить мух. К этим трем бедствиям, от которых необходимо было избавить Китай, вскоре добавилось четвертое: воробьи, которые, питаясь плодами и рисом, старательно возделываемым на полях, стали одними из злейших врагов народа. Китайские ученые подсчитали, что каждый воробей съедает около 5 кг зерна в год. Таким образом, каждый миллион убитых воробьев сохранил бы еду для 60 тысяч человек.
Эти соображения легли в основу кампании по борьбе против «четырех вредителей». Воробьи были объявлены врагом номер один. Сегодня столь радикальное предложение, как призыв уничтожить четыре биологических вида на такой огромной территории, как Китай, было бы, очевидно, сочтено необдуманным. Но в 1958 году многие полагали, что это хорошая идея. Началась партийная кампания по вербовке граждан для борьбы с этими четырьмя вредителями. Были напечатаны миллионы плакатов, иллюстрирующих необходимость предлагаемых мер и методы их осуществления.
Китайский плакат, 1958 / @Shanghai Renmin Meishu Chubanshe
Для борьбы с птицами рекомендовалось использовать все подручные средства. Воробьев следовало пугать шумом, производя его любым способом, так чтобы они были вынуждены постоянно летать, пока не упадут в изнеможении на землю. Сковороды, кастрюли, гонги, ружья, трубы, рожки, тарелки, бубны - все шло в ход. Вот как описывал события советский ученый Михаил Клочко, который работал консультантом в Пекине в то время, когда была запущена кампания против четырех вредителей: «Утром меня разбудил женский крик. Бросившись к окну, я увидел молодую женщину, которая бегала взад и вперед по крыше соседнего дома, лихорадочно тряся бамбуковым шестом, к которому была прикреплена большая простыня. Вдруг женщина перестала кричать, видимо, чтобы перевести дух, но мгновение спустя, внизу, в конце улицы, забил барабан, и она снова начала издавать леденящие душу крики и бешено трясти своим необычным знаменем. Так продолжалось несколько минут. Затем барабаны стихли, женщина тоже. Тут я заметил, что на всех верхних этажах моей гостиницы женщины, одетые в белое, размахивали простынями и полотенцами, не давая воробьям сесть на здание. Это было начало кампании Большого Воробья. Весь день я слышал барабаны, выстрелы, крики, видел развевающиеся простыни, но ни разу нигде не заметил ни одного воробья. Трудно сказать, почувствовали бедные птицы смертельную угрозу и заранее улетели в безопасную местность, или же в этом месте вообще никогда не было воробьев. Но битва продолжалась, не утихая, до полудня, и в ней участвовал весь персонал гостиницы: портье, администраторы, переводчики, горничные и все остальные».
Хотя из рассказа Клочко создается впечатление, что вся эта шумиха была не слишком эффективной, фактические результаты были, к несчастью, опустошительно успешными. Правительство чествовало школы, рабочие коллективы и государственные органы, добившиеся лучших показателей в деле уничтожения вредителей. По оценкам, представленным китайским правительством, крайне ненадежным в силу своей чудовищности, всего было уничтожено полтора миллиарда крыс и миллиард воробьев. Несмотря на то что цифры эти сильно преувеличены, они красноречиво свидетельствуют о той бойне, драматические последствия которой скоро стали очевидными. На самом деле воробьи питаются отнюдь не только лущеным зерном. Напротив, основу их рациона составляют насекомые.
В 1959 году Мао, осознав свою ошибку, вместо воробьев объявил вредителями жуков, но было уже поздно. Почти полное исчезновение в Китае как воробьев (которых пришлось реинтродуцировать из СССР), так и практически всех других птиц, привело к катастрофическому увеличению числа насекомых. Популяция саранчи начала расти в геометрической прогрессии, огромные стаи, пробираясь через поля, уничтожали большую часть посевов. С 1959 по 1961 год цепочка неблагоприятных событий, отчасти связанных со стихийными бедствиями, отчасти вызванных ошибочными реформами Большого скачка (идея истребления воробьев была одной из худших), привела к трем годам жестокого голода, от которого погибли 20-40 миллионов человек.
Очень опасны игры с вещами, механизмы работы которых нам малоизвестны. Последствия могут быть непредсказуемыми. Сила экологических сообществ - один из двигателей жизни на Земле. Именно эти сообщества, понимаемые как отношения между живыми существами, позволяют жизни сохраняться на всех уровнях, от микроскопического до макроскопического.
В подготовке текста принимал участие Степан Задорожный. Отрывок публикуется с сокращениями. Источник:
Longreads.
Источник:
https://naked-science.ru/article/nakedscience/pochemu-shmeli-lyubyat-koshek