Начало:
здесь,
здесь,
здесь 4. Алкофеномен человека
Широко известное среди людей влечение к экзогенному алкоголю (вплоть до приобретения физиологической зависимости от него) не следует рассматривать как некую исключительную (эксклюзивную) особенность человека, некую его монополию в живой природе.
Судя по тому, как пристрастно, при каждом случае реагируют различные современные теплокровные животные (домашние и дикие) на алкогольсодержащие продукты и как ведут себя после их употребления, можно не сомневаться в том, что подобные явления были присущи животным и в далеком прошлом, причем (и это очень важно отметить) задолго до появления в биосфере человека.
Еще десять миллионов лет назад африканские обезьяноподобные предки человека имели рядом с собой алкоголь, устоять перед которым было невозможно. Неразумные (пока еще) животные охотно употребляли в пищу привлекательные сочные фрукты, которые начинали бродить, превращаясь фактически в сидр и вино.
Короче, соблазн был изначально. Он был велик. И пришел он из природы. Именно тогда, в те далекие времена могло зародиться родовое (и роковое) пристрастие животного мира к алкоголю, которое у человека разумного получило впоследствии, как мы теперь совершенно определенно знаем, небывалое и далеко идущее развитие.
Человек с ранних пор вступил в очень непростые и очень неоднозначные отношения с алкоголем. Экзогенный этанол стал постоянным и неотъемлемым спутником человека. Он просматривается практически на всех этапах эволюционного развития человека.
Первоначально алкоголь использовался человеком, по-видимому, только (или главным образом) для пиршества. А затем его употребление стало эффективным инструментом создания и поддержания социальных отношений. Как говорят шутники: «самцы становились активнее, общительнее, уважали друг друга, и самки им казались красивее».:) В определенные периоды эволюции, возможно, именно этот фактор спасал человечество от депрессии и вымирания.
Далее изобретательный человек решительно встал на путь активизации спиртового брожения с использованием природного углеводного сырья и управления этим процессом. Тем самым поставил производство алкоголя на поток. Дрожжи стали одним из самых первых организмов, «прирученных» и одомашненных!
Археологами установлено, что древние египтяне за 6000 лет до н. э. научились варить ячменное пиво. Далее пошло виноградное вино…
В средиземноморском и ближневосточном регионах (где, не лишне вспомнить, исторически возникли, помимо всего прочего, три главнейшие и процветающие доныне монотеистические религии) пили с библейских времен. Сам главный Учитель употреблял. И одобрял!
Но вот ведь что интересно: винопитие не привело к отравлению, отупению и биологическому вырождению тамошних и тогдашних цивилизаций. А даже напротив.
Небольшое отступление.. С глубокой древности люди (упомянутых мною стран Средиземноморья и Ближнего Востока) не только сами пили, но и невольно способствовали вовлечению в пьянство различных животных (как диких, так и домашних).
Суть в том, что виноделы в массе выбрасывали на землю содержащие алкоголь выжимки (мезгу) от перебродившего винограда, которые привлекали своим запахом тех или иных животных и утилизировались ими (со всеми вытекающими отсюда последствиями).
Такое и поныне можно наблюдать в южных винодельческих районах, например, в Крыму.
Кстати. Недавно получил информацию из Крыма (Судак) о том, что коровы регулярно посещают там выброшенные виноградные выжимки, охотно поедают их и возвращаются довольные, слегка пошатываясь. Но не погибают от принятого ("ядовитого в любых дозах") алкоголя, как это юследовало бы ожидать!:)
Нынешняя евроатлантическая (западная, как мы говорим) цивилизация пила, пьет и пить, я уверен, будет. Тут уже не только вино (и упомянутое пиво). Тут спирт, виски, коньяк, бренди, ром, водка). Но все мы знаем (весь мир знает) о выдающихся при всем этом достижениях западной цивилизации во многих областях культуры и на протяжении длительного времени, в том числе (и даже в особенности!) по части научно-технического прогресса.
Так что не все так просто и однозначно (если даже бегло взглянуть на обсуждаемый предмет с иных, не только медицинских, сторон).
Есть у данного предмета еще и такая (очень даже важная) сторона. Как известно, на грудь брали (и берут!) не только простые люди, но очень даже известные, очень уважаемые и очень даже прославленные люди (особенно из творческой интеллигенции). И не просто берут, а пускаются порой даже во все тяжкие. Тут и физики, тут и лирики (вторые особенно). Их много. Имя им - легион.
Мог ли состояться вне такого образа жизни, к примеру, Высоцкий? Я бы так поставил вопрос: мог ли Высоцкий достичь тех высот в своем творчестве (которых он достиг), будь он трезвенником?
Не мог! И Есенин не мог, и Блок не мог. Да что там, сам Пушкин не мог бы! А Бунин, будь он трезвенником и пай-мальчиком, вряд ли заслужил бы Нобелевскую премию в области литературы.
Конечно, история искусств знает выдающихся гениев, среди которых были и трезвенники, и алкоголики. Интересно бы знать только, на какую из этих категорий гениев приходится максимум кривой нормального распределения. Возможно, такая статистика где-то есть. Но если и нет, думаю (уверен, даже), пик кривой распределения пришелся бы именно на пьющих гениев.
Как это ни парадоксально, мир держится на них, на этих пассионариях во многом. Их жизнь зачастую тяжела, их судьба трагична. Но без гениальных алкоголиков мир был бы беден. И сир. И сер.
Казалось (находятся недалекие критики, которые так и говорят), они могли бы прожить долгую и счастливую жизнь, честно работая и совершая правильные и благовидные поступки, чем принесли бы пользу себе и Отечеству. Но это наивная иллюзия. Живя так, ничего путного они бы не сделали. И не оставили бы ярких следов, растворившись полностью в общей и серой массе.
Вот ведь в чем еще алкопарадокс!
В контексте сказанного посягну на еще более широкое обобщение: никогда пай-мальчики не делали историю. Исключения, как говорится, бывают из каждого правила (или почти из каждого). Но исключения не отрицают и не отметают самого правила. Правило остается.
Все бы ничего. Но! Если посмотреть статистику: запредельные, астрономические цифры производимого ныне (а, следовательно, и потребляемого!) в мире алкоголя, особенно крепкого и даже очень крепкого (тот же виски может содержать до 60 процентов спирта, но есть ведь еще и питьевой 96-процентный спирт-ректификат!), превосходят всякое воображение.
«Многовато что-то»…
Цифры эти растут. Алкоголь производить легко и просто. Спрос велик. Выгода бешеная. Налицо нарастающая алкозависимость цивилизации.
Что бы это все могло значить для будущего человечества? - спросил я себя. И не нашел ответа. Будущее человечества не очевидно. Прошлое нам известно. А будущее как-то расплывается в бесшабашном алкогольном тумане...
Окончание
следует.