Подготовка к олимпиадам по математикеНа форуме дхду большое количество бывших олимпиадников, "тренеры" думаю тоже есть, но тем, связанных с подготовкой к олимпиадам я не нашел, хотя все внимательно просмотрел.
Думаю это было бы актуально очень многим, т.к. по моему мнению, выигрывают олимпиады не "гении", а те у кого была лучшая подготовка.
Во-первых, я вижу принципиальные различия между международными и всероссийскими. В международных, для успешного решения почти всех задач, достаточно быть эрудитом. Лично моя подготовка позволяла (в свое время) решать 4-5 задач из ММОшных 6 (в спокойной обстановке), но из всероссийских мне давалась максимум половина (из последнего этапа). Замечу, что был "самоучкой" и занимался всегда сам, поэтому и не такой уровень, какой мог бы быть при более системном подходе.
Четыре мои основные книги, по которым я работал:
1. Задачник, автор Шарыгин, состоявший исключительно из школьных задач, но самых сложных.
Прорешав в начале 10 класса этот задачник, я обзавелся базовым уровнем, достаточным для понимания олимпиадных задач.
2. Международные математические олимпиады, авторы Морозова и Петраков.
В первую очередь, эта книга ознакомила меня с ммо и его историей, что явлилось катализатором дальнейших моих усилий.
3. Зарубежные математические олимпиады, под редакцией Сергеева.
По этой книге я получил основное развитие в решении олимпиадных задач, в первую очередь функциональные уравнения, задачи на делимость, дифоантовы уравнения.
4. Двухтомник Прасолова - задачи по планиметрии.
К сожалению по нему я работал мало, поэтому не очень успешно справлялся с задачами по планиметрии, но насколько понял, в этом задачнике есть абсолютно все задачи, т.е. какая бы задача по планиметрии не попалась на ММО, она либо есть в этом учебнике, либо ее простая производная.
Мои мысли по подготовке к ММО (для успешного решенеия хотя бы 5 задач из 6). Во-первых, кол-во тем задач ограничено. И к некоторым темам можно подготовиться 100%. Отношу к ним неравенства и планиметрию (все приемы можно стандартизировать). Далее, это задачи на делимость и диофантовы уравнения (почти все приемы можно стандартизировать). Ну и функциональные уравнения.
Я методы отрабатывал следующим образом: брал задачу, пытался ее решить на где-то час-два, если не получалась, разбирал решение и писал его вместе с книгой. Полностью осознавал и затем снова самостоятельно писал это решение. таким образом, метод становился "мой". Поначалу я вообще не пытался решить задачу, времени было мало и сразу ее "отрабатывал". Если задача получалась, я в любом случае смотрел в ответ и сличал их решение со своим, если оно различалось принципиально, то я усваивал их метод.
Что необходимо сделать:
1. Составить конкретный набор методов-задач (и их последовательность), достаточных для успешной подготовки к различным олимпиадам с относительного нуля.
2. Все остальные нюансы.
По моему мнению, потенциальный олимпиадник должен пройти 3 этапа:
понимание - отработка - генерация.
Первый этап относитя к достижению уровня, достаточного для понимания олимпиадных задач, второй - это отработка различных методов, третье - умение увидеть эти методы в новых задачах, замаскированных составителями.
Подготовка к олимпиадам по математике