Док Дискуссия / 11

Oct 18, 2011 05:25

09-09-2011 08:10:59 Пишет Микаэль Опструп (Mikael Opstrup):

Дорогая Луиза, большое спасибо за то, что поделились своими мыслями относительно будущего документального кино. Я думаю, вы обозначили ряд очень важных проблем. Постараюсь коснуться некоторых из них. Для меня эти дебаты начались с вопросов, кочующих от одной встречи документалистов к другой по всей Европе и за её пределами. Это вопросы о независимом полнометражном документальном кино и о сокращении телевизионного финансирования.


Нетрудно заметить, что за последние 5 лет ситуация ещё больше усложнилась, и это не может не огорчать. Огорчение, конечно, негативная реакция, но оно может послужить толчком к новым идеям и необходимым переменам. А это главное. Вспомните, развитие техники всегда приводило к новаторству в искусстве и изменению средств производства. Сейчас - то же самое. Интернет и цифровые технологии изменили почти всё: телевидение, кинопроизводство, прокат и т.д. Но, что осталось по-прежнему востребованным, так это умение рассказывать истории. Мастерски рассказанные истории всегда в цене. Если брать конкретно телевидение и документальное кино, то я вижу ситуацию следующим образом.

Хотите историй? Нет проблем. Развитие техники породило большое разнообразие новых способов кинопроизводства и новые формы проката, как более богатую альтернативу существующей ныне тирании эфирного времени. Когда фильм доступен онлайн, временные ограничения, неизбежные при составлении телепрограмм, больше не имеют смысла. Сеть, мобильные телефоны, VOD и т.д. открыты для всех форматов. Очень трудно сказать заранее, где именно мы будем более востребованы, и я думаю, нам придётся ещё несколько лет прожить в финансовой неопределённости. Но в более отдалённой перспективе, мне кажется, технический прогресс даст нам больше возможностей, чем ограничений.

Завтра «большого» полнометражного документального кино, в той форме, в какой мы его знаем сегодня, на телевидении станет меньше. Поэтому, мне кажется, нам нужно менять подход к финансированию. Федеральное и региональное государственное субсидирование, безусловно, нужно расширять. Насколько это реально (я сейчас не касаюсь текущего финансового кризиса, а говорю вообще), я не знаю, но я знаю, что это необходимо. Однако и другие, «не медийные» способы не менее важны, и мне кажется, что дистрибьютеры, агенты по сбыту (профессионалы, которые знают наш становящийся всё более сегментированным рынок) могли бы сыграть здесь большую роль. На этом рынке мы видим всё больше игроков, выполняющих функции посредников, которые занимаются поиском финансирования под конкретную тему или формат. Я думаю, сегодняшним агентам следует идти тем же путём.

И мне снова хотелось бы поднять вопрос о будущем кинотеатров, которые станут полностью цифровыми. Многим талантливым документальным картинам - самое место на большом экране, но публика привыкла видеть там только художественные фильмы. Быть может, переход от 35мм. к битам откроет двери кинотеатров для демонстрации спортивных событий, концертов и т.д. Это могло бы сломать традицию, ориентированную на художественные фильмы, и проложить дорогу документальным лентам в этот храм кино.

Вот пока и всё. В Риге уже темнеет. Здесь, в столице Латвии, проходит Форум документального кино Балтийского моря, который отметил своё 15-летие. В течение ближайших двух дней здесь будет представлено множество замечательных проектов, и пусть как можно меньше из них столкнётся с финансовыми трудностями! Вчера я видел сильный фильм Майкла Коллинза (Michael Collins) и Марти Сидзуко (Marty Syjuco) «Give up Tomorrow», подчёркивающий, как важен документальный жанр. Сходите и посмотрите его!

Мы ещё продолжим дискуссию…

Микаэль Опструп продюсирует международные проекты в документальном кино с 90-х годов. В 1998-2002 годах он работал консультантом по производству в Датском Институте Кинематографии, а с 2002 по 2008 является совладельцем Final Cut Productions в Копенгагене. В настоящее время он возглавляет исследовательский отдел в EDN (Европейская документальная сеть).

Фото: постер к фильму «Give up Tomorrow»

-----------------------------------------------
Оригинал на английском

Микаэль Опструп, документальное, Док Дискуссия, профессиональное сообщество, filmkommentaren

Previous post Next post
Up