Зрители «Свободной мысли» аплодируют каждому фильму по его окончанию. Иногда вяло, но, как правило, звонко и слаженно. Никто не хлопал только после израильско-немецкой картины «Неоконченный фильм». Коллективный разум аудитории после этого показа непроизвольно решил устроить минуту молчания, что было единственно верной реакцией...
Автор фильма - девушка документалист из Израиля Яэль Херсонски. Она окончила философский факультет Тель-Авивского Университета и Школу кино и телевидения Сэма Шпигеля, много работала режиссером монтажа на документальных проектах. «Неоконченный фильм» стал её первой полнометражной режиссерской работой.
Представляя эту картину, Григорий Либергал дал ей термин «мокьюментари». Мы бы не стали называть это так. Да, и вообще мы не делим неигровое кино на какие-либо поджанры. На наш взгляд, есть плохое кино и хорошее; оставляющее зрителя равнодушным и не оставляющее; погружающее в свой мир либо не погружающее.
Так вот «Неоконченный фильм» - это невероятная по силе художественного воздействия работа.
Это фильм о фильме: режиссер раскручивает историю документальной фальшивки, снятой нацистами о Варшавском гетто в годы Второй мировой войны. Эти материалы спецчасти СС были найдены в берлинском архиве ГДР еще в конце 50-х годов и считались хроникальными свидетельствами жизни в гетто.
В процессе своего кино-исследования Яэль находит совершенно новые кадры, которые проливают свет на то, зачем СС вообще снимали этот материал и почему огромная часть съемок была кощунственной постановкой, которую репетировали, как в обычном игровом кино. Нацисты использовали гетто, как съемочный павильон, используя страдающих жителей в качестве актеров, а разлагающиеся тела в качестве экспонатов...
Это фабула. Еще важнее, на наш взгляд, здесь то, как поданы эти страшные материалы. Пожалуй, впервые лично нам хроника дала столь глубокое ощущение присутствия, столь немыслимое погружение. Поэтому и приходит оцепенение после фильма и многие зрители не могут вымолвить ни слова, выходя из кинозала куда-нибудь на солнечный и мирный Новый Арбат.
Яэль Херсонски мастерски сплетает в своей картине, помимо хроники, собственные размышления об этой истории; настоящие показания (снятые игровым методом, но искусно достоверно) одного из операторов тех съемок; фрагменты из дневника председателя юденрата Адама Чернякова, покончившего с собой накануне депортации; эмоциональные комментарии некоторых оставшихся в живых свидетелей тех событий, которые теперь могут в подробностях вспомнить процесс нацистских съемок в гетто.
Все эти столь разные компоненты образуют цельное, держащее в постоянном напряжении, многих повергающее в ступор, повествование.
Если вы чувствуете в себе силы посмотреть тяжелое и страшное, но, действительно, хорошее кино, приходите сегодня в 5 зал «Октября» в четверти четвертого...
Расписание показов «Неоконченного фильма»: 22 июня 19:00 / 26 июня 15:15
Напоминаем, что расписание всех показов программы "Свободная мысль" есть
здесь.