Картина Энди Бихльбаума, Майка Бонано и Курта Энгфера «Согласные на всё наводят порядок в мире» или «The Yes Men Fix The World» могла бы стать чуть ли не документальной реинкарнацией сатирической комедии Барри Левинсона «Плутовство». Разве что афёры в этом случае были бы не политические, а экономические. Но такого чуда, к сожалению, не случилось. И мы склонны полагать, что причина здесь кроется в том, что кино это слегка запоздало.
Не то, чтобы феерические розыгрыши во имя обличения тёмных сторон экономики могут потерять актуальность, нет. Просто для Америки, кажется, осознание определенной ущербности собственной капитализации - это давно пройденный этап.
Достаточно заметить, что мировой бокс-оффис этого фильма составляет всего 217 тысяч долларов за почти уже год проката, это очень мало для картины такого рода в США.
Да, и, к счастью, многим уже не достаточно одних розыгрышей в фильме, чтобы можно было его принять за произведение искусства...
Для создателей этого фильма - это не первая работа такого рода, а, скорее, увлечение, вставшее на поток: Энди Бихльбаум и Майк Бонано (на самом деле Жак Сервин и Игорь Вамос) - соучредители некоей компании RTMark, появившейся на свет еще лет пятнадцать назад. Это «антикорпоративная корпорация». То, что она делает, принято называть нынче «медиа-активизм». RTMark известна своими перформансами на корпоративных конгрессах и клонами сайтов-монстров, таких как ВТО, например.
Из RTMark и вышел проект «The Yes Man».
А в 2003 году появился первый одноименный документальный фильм о проделках активистов-антиглобалистов-шутников. Соответственно, картину «Согласные на всё наводят порядок в мире» можно считать продолжением давней медиа-эпопеи.
Третий сорежиссер Курт Энгфер - большой поклонник телевидения; работал монтажером и, по совместительству, продюсером фильмов "Фаренгейт 9/11" и "Боулинг для Колумбины".
Кстати, нельзя не проассоциировать этих, безусловно, симпатичных согласных на всё ребят с амбициозным журналистом Майклом Муром или патологичным провокатором Сашей Бароном Коэном. Все из одного теста. Главное - эпатаж, первостепенное - эффект. И то, и другое может утомить... Хотя, наряду с этим, конечно, может принести и немало пользы.
Впрочем, не стоит так уж приуменьшать достоинства картины. Она, действительно, смешная. В паре мест - почти до слёз. Битком набитый пятый зал «Октября», кажется, был доволен. До такой степени, что почти не смутился, когда на время из-за какого-то сбоя пропали русские субтитры по ходу показа.
Вкратце, всё, что делают главные герои фильма, Энди Бихльбаум и Майк Бонано - придумывают разные акции, как вполне милые, так и весьма жесткие, в которых выставляют крупные фирмы и даже правительства американских городов полными дураками. Удаётся это им, благодаря их прекрасной смекалке, неплохим актерским талантам и чрезмерному авантюризму. Мимикрируя под влиятельных лиц, представителей известнейших корпораций, опытных экономистов, Энди и Майк порят полнейшую чушь на глазах у прессы и многочисленных свидетелей. Однако, публика постоянно ведется на их розыгрыши и, вместо того, чтобы устроить скандал, начинает просить визитки для «будущих деловых отношений».
Форму повествования фильма можно сравнить, например, с обликом Таймс-сквер: как на главной площади Нью-Йорка глазу сложно слёту отличить вывески Бродвейских театров от огромного количества яркой неоновой рекламы и указателей, так и в «Согласных на всё» не сразу понимаешь, где кончается ток-шоу, где начинается рисованная схема-иллюстрация, а где появляется профессиональный оператор и появляется ли вообще. Но, как только глаз и разум привыкают ко всему этому медиа-потоку, сознание начинает с успехом поддаваться как эффектам, так и эпатажу.
Так что нет ничего странного в том, что фильм получил награду молодежного жюри «DOC U!» на фестивале неигрового кино в Амстердаме и Приз от зрителей на Берлинском МКФ, а также ряд призов на фестивалях в Варшаве, Торонто и Сиэтле, где особенно тепло «Согласных на всё» встречали именно простые зрители.
Но вот еще что. За всей этой мозаично-сумбурной картиной идиотизма менеджеров, можно разглядеть такой факт: какой бы алчной ни была экономика в США, она остается там свободной и прозрачной. Энди и Майка ни разу не арестовали за их "шутки", между прочим, влияющие на скорость падения чьих-то акций. А кое-где за такое могли и дуло к виску приставить.
Короче, у нас такой фильм снять нельзя. Во-первых, он стоит слишком много, а во-вторых, убить могут... Или, во-первых, убить могут, и это будет слишком дорого стоить...
Расписание показов фильма «Согласные на всё наводят порядок в мире»: 18 июня 21:00 / 19 июня 15:00
Напоминаем, что расписание всех показов программы "Свободная мысль" есть
здесь.