Как обещали, рассказываем о короткометражных документальных фильмах, номинированных на премию «Оскар» в этом году. Здесь расклад мало отличается от конкурса неигровых полных метров в этой же премии. Вновь 4 из 5 фильмов произведены в США. Вновь основная их черта, как точно написал
vlush в комментарии к нашей прошлой записи, - это обилие социальной нагрузки при отсутствии упоминания о художественной стороне, репортерское кликушество и общественный резонанс.
Главное отличие от полнометражных доков - нехватка рекламной и какой-либо другой информации об этих фильмах в Интернете, что, по всей видимости, связано с их малым коммерческим потенциалом. Не секрет, что короткометражное документальное кино является совсем уж редким жанром во всем мире как на киноэкранах, так и на телевизионном вещании, не говоря уже о dvd-дистрибуции.
Неудивительно, что хронометраж полнометражных документальных лент-номинантов этого года варьируется от 90 до 94 минут, что с легкостью вписывается в формат кино- и телепоказов. В то время, как хронометраж коротких неигровых метров нынешнего Оскара колеблется от 30 до 50 минут.
Итак, лучшие короткометражные документальные фильмы прошлого года по версии академиков из США:
1) Американцы Джон Элперт и Мэттью О`Нейлл, как режиссеры, операторы и продюсеры сняли фильм «
Неприродная катастрофа Китая: Слёзы в провинции Сычуань». В качестве продюсеров к ним присоединились также Питер Квонг и Жаклин Гловер.
Производителем и правообладателем фильма в итоге оказался американский кабельный телевизионный канал "HBO" (Home Box Office), который входит в одну из крупнейших корпораций новостного и развлекательного профиля «Time Warner». "HBO" осуществляет вещание по двум 24-часовым кабельным каналам; аудитория в США - более 40 миллионов подписчиков; подразделения "HBO" и совместные предприятия с его участием вещают более чем в 50 странах мира; видеопродукция HBO была закуплена более чем в 150 странах. Несмотря на то, что основное направление деятельности "HBO" - это производство сериалов, уже сейчас на счету документального отдела этого канала больше 160 документальных фильмов. Не удивляйтесь, что мы так много внимания уделяем этой компании, - нам просто предстоит еще к ней вернуться.
В фильме речь идет о крупнейшей китайской трагедии последних лет - землетрясении в провинции Сычуань, которое произошло в мае 2008 года. Тогда в результате природного катаклизма погибло около 70 000 человек, в том числе около 10 000 детей. Таких страшных жертв можно было избежать. Но когда скорбящие матери и отцы пошли к правительству за ответами, они натолкнулись на стену чиновничьей безнаказанности, коррупции и грубости.
Картину целиком можно найти в интернете.
Click to view
2) К достаточно публицистической теме обратились двукратный номинант на Оскар режиссер Джулия Райхерт и режиссер-оператор Стив Богнар в своем фильме «
Последний грузовик: Закрытие завода Джэнерал Моторс». Опять продюсировал фильм очень приличный по количеству состав людей, в который по обыкновению вошли и сами режиссеры. И снова компанией-производителем оказалась "HBO"!
Режиссер Стив Богнар изучает киноискусство в Государственном литературном Университете в штате Огайо, который находится в 20 минутах езды от завода Дженерал Моторс. Этот завод был открыт 1981 году, и каждый год он выпускал в среднем 280 тысяч небольших грузовых автомобилей и внедорожников. И когда в июне 2008 года было объявлено о закрытии этой гигантской фабрики, Стив и Джулия без раздумий приступили к съемкам в этот же день.
Фильм построен на интервью рабочих, отдавших заводу Джэнерал Моторс многие годы. Герои готовятся к новой жизни, рассказывают о том, что их волнует последние шесть месяцев существования завода. Они не знают, что будет потом, где они будут работать, и как они будут жить.
Мы не сомневаемся, что этот фильм покажется очень важным и значимым для американских зрителей. Ведь они увидят ситуацию, в которой оказались многие из них в кризисный год. Тем более, что крах Дженерал Моторс вообще поставил под угрозу существование многих американских городов, которые в свое время не тужили, когда процветал гигант автомобилестроения. Но когда он объявил себя банкротом, судьбы жителей этих городов зависли в неопределенности.
Click to view
3) «
Последняя кампания губернатора Бута Гарднера» - фильм режиссера Дэниэла Джанджа и оператора Дэвиса Кумбе. Не поверите, производитель - опять "HBO"!!!
Бут Гарднер был 19-м губернатором штата Вашингтон в период между 1985 и1993 годами. Во время его работы многое было сделано в области образования и защиты окружающей среды. Сразу после выхода Гарднера на пенсию, ему был поставлен диагноз - болезнь Паркинсона. В 2006 году он неожиданно объявил о своей поддержке эвтаназии, а в 2008 году начал кампанию «Смерть с достоинством» за легализацию эвтаназии на территории Вашингтона и всей Америки. Сейчас он все еще пытается реализовать этот закон.
В фильме Бут - старик с глубоким взглядом и тяжелым недугом. Его образ притягивает, а слова ставят в каждом из нас вопросы, на которые мы пока толком не можем ответить. Но Бут давно нашел свой ответ: он хочет умереть в спокойствии и по своей воле.
Бут делит свою жизнь на три этапа. Первый - когда он много работал и готовился стать губернатором. Второй - когда был губернатором. А третий - когда стал больным паркинсонизмом.
"Это моя последняя кампания. Это самая большая борьба в моей карьере", - заключает в фильме Бут Гарднер.
You can watch this video on www.livejournal.com
4) Следующий номинант - картина «
Музыка Пруденс» режиссера и продюсера Роджера Росс Уильямс, операторов Эррола Уэббера и Дерека Визехана, продюсера Патрика Райта. Производители сообщают, что это фильм 2010 года. Правда, не очень понятно, как он оказался среди номинантов на лучший короткометражный документальный фильм 2009 года. У картины еще нет трейлера, и вообще пока очень сложно найти информацию о ней.
Ясно лишь, что речь идет о музыкальной группе «Liyana» из Зимбабве, руководителем которой является Пруденс Мабхена.
Авторы фильма полагают, что невероятный голос и удивительные мелодии Пруденс и семи её подопечных могут стать символом возрождения Зимбабве, страны, которую все считают банкротом и ни во что не ставят, и границы которой постоянно нарушаются.
Пруденс - молодая африканская женщина в инвалидной коляске. Она никогда не могла ходить, потому как родилась инвалидом, но всегда имела красивый и сильный голос. Вся её группа - тоже инвалиды. Когда Пруденс родилась, ее бабушка хотела от неё избавиться, потому что в Зимбабве есть поверье, что дети-калеки - это результат колдовства. Но мать ребенка этого сделать не позволила. В музыке Пруденс часто прослеживается тема пути маленькой девочки из мира ненависти и суеверий в мир музыки, любви и возможностей.
Известно, что финальной сценой фильма является концерт группы «Liyana». Толпа аплодирует и радостно присвистывает, а затем экран темнеет, оставив только светящееся и улыбающееся лицо Пруденс.
Действительно, в прошлом году группа «Liyana» провела музыкальное турне по Америке и стала весьма популярна.
Режиссер Роджер Росс Уильямс
5) Напоследок мы оставили сладкое. Помните
рассказ про польские доки, показанные в рамках московского фестиваля «Завтра»? Многим тогда понравилась идея фильма «
Кролик по-берлински». Эдакая тайная история кроликов, десятилетиями живших в полосе отчуждения у Берлинской стены, глазами самих кроликов. Так вот, мы несказанно рады, что этот фильм тоже стал номинантом на Оскар! Напомним, его сняли польские документалисты режиссер Бартек Конопка, оператор Пётр Росоловски, продюсер Анна Выдра, а также продюсер из Германии Хайно Декерт.
Click to view
А на днях в Варшаве мы познакомились с режиссером монтажа этого фильма - Матеушем Ромашканом. В качестве фокус группы нас пригласили на просмотр черновой сборки картины Магдалены Пиеты, где режиссером монтажа был как раз Матеуш. Это фильм о Калмыкии, в которой авторы нашли очень много метафизики и поэзии, и которую показали преимущественно через жизни детей и нескончаемую игру в шахматы.
После просмотра все решили отметить встречу. Мы обсуждали новый фильм Магдалены и Матеуша; спорили, как всегда, о неигровом кино и пили за «Кролика», ведь Матеуш должен был вот-вот улететь на «Оскар».
Он поведал о тонкостях продвижения документальных картин на «главную кинопремию мира». Мы не будем сейчас их воспроизводить, потому что это может очень расстроить поклонников Оскара, уж слишком это всё, оказывается, скабрезно.
Всегда номинация документального фильма на Оскар была нужнее всего продюсеру, потому что он, как никто другой, понимал, что именно эта номинация (а не награды на престижных фестивалях неигрового кино, например) даст невероятные возможности в продвижении картины до массовой публики.
Матеуш Ромашкан с Мацкием Цесляком, автором музыки для "Кролика"
В тот вечер все мы сошлись на том, что Оскар - это все-таки приятно, и корни этой приятности заложены, видимо, где-то в детстве, в подсознании. Потому что и Оскар, и американское кино в массе своей - это завораживающая рекламная акция, мастерски придуманная пропаганда, красивая, яркая обёртка. Это самое простое и популярное, и это, как правило, нравится и доступно даже ребёнку. Блеск, красота, платья, фраки, слёзы счастья - это так привлекательно, и часто неважно, что там внутри.
Напомним, что в прошлом году документальными лауреатами Оскара стали полнометражный «Человек на канате» и короткометражная «Улыбайся, Пинки».
Мы об этом
писали год назад. И вот только сейчас поняли, что производитель «Улыбайся, Пинки» - пресловутая компания "HBO"...
На сей раз мы решили обойтись без ставок.
Потому что в этой номинации будем болеть за «Кролика»!
Церемония вручения наград американской киноакадемии начнется уже меньше, чем через сутки...
------------------------------------------------------------------------------------
UPD: Оскар за Лучший Короткометражный Документальный Фильм достался картине "Музыка Пруденс".
Режиссер и продюсер Роджер Росс Уильямс начал было говорить слова благодарности, как вдруг откуда не возьмись появилась и перебила его режиссер Элинор Буркетт, которая, видимо, тоже участвовала в создании фильма, она продолжала произносить слова благодарности. Тем временем, Пруденс сидела в зале. Все оборачивались и улыбались ей.
Вообще создается ощущение, что американские киноакадемики решили возложить функцию гуманитарной акции в своей премии целиком и полностью на документальное кино.