Главной целью нашей экскурсии были, однако, не древности и не поселение, а самаритяне. Мне уже давно хотелось встретиться наяву с этими дожившими до наших дней "динозаврами" библейских времен. Написано о них немало, в сети полно фотографий с их праздников, но все же хотелось увидеть их собственными глазами.
Если вдруг кто-то не в курсе, о чем идет речь, то спешу напомнить, что нынешние самаритяне - это прямые потомки тех самых самаритян, которые неоднократно упоминаются в Библии. Когда-то в древности их численность доходила до 2 или даже 3 миллионов человек, а теперь их осталось всего 720. И все они живут только здесь, в Израиле. Они жили тут все эти 2 тысячи лет, пока евреи скитались по всему свету, никогда и никуда отсюда не уезжали (несмотря ни на какие гонения и войны), и остались этаким реликтом тех древних времен, сохранив свои традиции в совершенно законсервированном состоянии. Даже их письменность - самый настоящий палеоиврит, близкий к финикийскому письму. У евреев письменность постепенно развилась в современный шрифт (которому тоже уже не одна тысяча лет от роду), а у самаритян она осталась в более древней форме. Самаритянские традиции чрезвычайно близки к еврейским, но при этом самаритяне - не евреи, а отдельный народ. Хотя сами они как раз наоборот, считают себя единственно правильными евреями, хранителями истинных традиций. Собственно, и их название - "шомроним" (от которого произошло искаженное слово "самаритяне"), значит "хранитель", "стражник". В общем, люди чрезвычайно интересные.
Часть их общины живет в Холоне (это соседний с Бат-Ямом город возле Тель-Авива), а основная часть раньше жила в Шхеме. Но несколько лет назад они все вместе собрались и переехали из Шхема в отдельную деревню, устав от постоянного хаоса и войны в этом городе. Так вот как раз эту их новую деревню мы и посетили.
Деревенька ничего себе, должна я сказать. Чтоб все мы так жили...
Типичная деревенская застройка:
Вид на "проклятую гору" Эйваль, у подножия которой расположен Шхем:
Самаритяне очень верят в свои две горы: священную Гризим (где когда-то стоял их Храм), и проклятую Эйваль, на которой произносят проклятия врагам. Говорят, в этом году на Гризим выпало почти полметра снега, а на Эйваль - всего 10 см. Причем эти две горы стоят буквально рядом одна с другой. Отчего произошел такой феномен, никто не знает, но местные увидели в этом еще одно явное свидетельство, подтверждающее их традицию. Говорят, такое происходит постоянно, и никто этому не удивляется.
Экскурсию по музею проводил Яфет Коэн, брат нынешнего Первосвященника (Великого коэна). В этой семье фамилия и должность совпадают. Было очень интересно его послушать, хотя довольно многое я уже знала. Но все равно он рассказывал с таким искренним энтузиазмом, и к тому же добавил целый ряд интересных деталей, которых я не знала.
Прочитал нам вслух отрывок из их, самаритянской, Торы. Очень похоже на иврит, но произношение какое-то необычное, сильно напоминает арабский. Хотя слова узнать все-таки можно. Ну и шрифт, конечно, сводит с ума своим архаичным видом:
В музее есть таблица, демонстрирующая место самаритянского письма среди других алфавитов, произошедших от финикийского:
С родословной у них тоже все четко. Это генеалогическое древо самаритянских первосвященников:
А здесь обозначено место самаритян среди других колен израилевых, к которым они себя причисляют. Правда, я так и не смогла тут разобраться. Но любой самаритянский ребенок знает ответ на этот вопрос, как таблицу умножения.
На этой картине изображен библейский эпизод входа израильтян в Шхем. Слева - гора Гризим, справа - Эйваль, посередине - Шхем. Кстати, он действительно находится именно в этом месте.
Интересные вещи рассказывал Яфет и про самаритянский быт. В частности, про место женщины в их общине.
До сравнительно недавнего времени браки у самаритян заключались только внутри общины. Я так понимаю, это общая черта многих ближневосточных культур. Такой же обычай есть и у друзов, и у евреев. Правда, евреи не очень-то ему следуют, особенно светские, зато у друзов дело доходит до крайнего фанатизма. Самаритяне тоже держались, сколько могли, но когда их осталось всего несколько сотен, возникла дилемма: или близкородственные браки и неизбежное генетическое вырождение, либо компромисс с традицией. Они благоразумно выбрали компромисс. Теперь они женятся и на мусульманках, и на еврейках, и на христианках. Правда, с обязательным условием: жена должна перейти в их религию. И что интересно, желающие находятся. Точных цифр я не помню, но среди их жен есть несколько десятков таких новообращенных. И даже три украинки. :) Недавно на 9-м канале ИТВ у них как раз брали интервью.
Женщины у них одеваются в современную одежду, ходят в коротких юбках и с непокрытой головой. Зато когда наступает пост, то постятся все. Даже младенцы начиная с возраста одного года. И это пост не такой, как у христиан - просто ограничение в продуктах. Речь идет о посте на Йом Кипур, когда целые сутки нельзя ни есть, ни пить. Как это выдерживают младенцы, я совершенно не представляю. Однако вроде все обычно заканчивается благополучно.
Когда у женщины наступают месячные, она становится ритуально нечистой, и не должна не только готовить пищу, но даже вообще прикасаться к чему бы то ни было в доме. В такие дни она сидит отдельно от всех, а еду ей приносят. А как же семья, дети, которых надо кормить? Мужчины готовкой на кухне не занимаются принципиально. Выход был найден гениальный: в такие дни ее функции берут на себя другие женщины из семьи - мать, сестры, племянницы. Иногда даже просто соседка. Они приходят, все делают по дому вместо нее, а когда наступает их очередь - она так же помогает им. В результате община очень тесно сплочена, все друг друга знают и находятся в прекрасных отношениях.
Часто такие "ритуально нечистые" дамы объединяются, и чтобы не скучать дома без дела, отправляются в город гулять и развлекаться всей компанией. Фактически, у каждой женщины раз в месяц есть неделя полного отпуска от всех домашних дел.
"Вы думаете, - продолжил Яфет, - что они у нас такие бесправные и забитые? Как бы не так! Женщина - главная в доме, она всем заправляет, и последнее слово за ней. Даже более того, если муж ее не устраивает, она может с ним развестись и выйти за другого. Поскольку женщин у нас не хватает, желающих всегда найдется целая очередь. Все прекрасно об этом знают, поэтому ссориться с женой никто не хочет." :)