Междугороднее пассажирское сообщение в Албании

Dec 30, 2016 02:52

В Албании бываю каждое лето на протяжении последних нескольких лет и вижу перемены, которые происходят здесь с прошлого посещения. Легковой автомобильный парк избавляется от доминирования старых мерседесов, появляются новые дороги, мосты и развязки, дорожные гостиницы и курортные отели. Все изменения можно резюмировать одной фразой - страна постепенно приобретает современный облик.
Перемены стирают многие отличия, которые делали Албанию непохожей на другие страны. Например, каких-то 5 лет назад, в многочисленных придорожных ларька среди прочего продавали в 5-литровых прозрачных бутылках масло. Причем как оливковое, что не удивительно, так и моторное. Последнее было особенно актуальным, поскольку выработавшие свое моторы старых мерседесов пожирали это масло в огромном количестве. Ныне сама придорожная ларьковая торговля исчезает как класс.

Аналогичные перемены, похоже, затронут в скором времени и междугородный колесный пассажирский транспорт: я не удивлюсь, если скоро здесь появятся таблички с указанием мест остановок, расписанием движения, а там, глядишь, и нормальные автовокзалы.
Но пока передвижение по стране на общественном транспорте по Албании для иностранца больше похоже на захватывающий квест.

Особенности организации междугородного колесного пассажирского сообщения в Албании

Первое отличие заключается в отсутствии автовокзалов в том понимании, в каком оно существует во всем мире - место где можно получить информацию о расписании, купить билет и провести время в ожидании автобуса. Тут нужен небольшой экскурс в историю. Во времена коммунистической диктатуры на перемещение между населенными пунктами требовалось специальное разрешение. В условиях отсутствия большого пассажиропотока, необходимость в автовокзалах отпадала сама собой.
Но, разумеется, в Албании есть места, откуда регулярно отправляются и где останавливаются автобусы. Особенность заключается в том, что зачастую, места эти ничем не обозначаются - нет ни только расписания, но и самой таблички с обозначением остановки. Типа, кому нужно, тот и так знает.
Отсутствие столь необходимой информации компенсируется посредством зазывал-диспетчеров. Как правило, это молодые ребята в обычной одежде со звонкими голосами. Делается это, например, в Тиране, следующим образом: в месте отправки парень громко выкрикивает название пункта назначения. Привлеченных пассажиров собирают в группы по возможным вариантам вида транспорта: автобус, маршрутка (по-местному - фургон) или автомобиль частника. Тариф, разумеется, зависит от вида транспорта. Сформировав группу, парень оперативно по мобильнику информирует водителя транспортного средства, которое стоит на изготовке в ближайшем дворе. Загрузка происходит быстро, в минимальной степени создавая препятствие уличному движению. Оплата - уже в салоне.
Кроме комплектования рейсов диспетчера отвечают на звонки потенциальных пассажиров. При мне парень оперативно по мобильнику согласовал с водителем автобуса небольшое отклонение от маршрута, чтобы по пути подобрать позвонившего пассажира с тяжелым багажом. На менее загруженных линиях в роли глашатая выступает сам водитель.
Кстати, в достаточно большом населенном пункте мест отправки автобусов может быть несколько - в зависимости от направления пункта назначения.

Несколько личных историй

На автовокзале в Улицине (Черногории) в расписании указан рейс в 12:30 до Тираны (Албания). В 10:00 билеты на него не продают. Объяснение - когда придет автобус из Албании, тогда и начнем продавать, а то мало ли что. Наконец, автобус появляется, билеты куплены. При посадке, вместо пункта назначения Тирана на стекле автобуса указан Дуррес. Мне надо было именно в Дуррес, поэтому я спросил у водителя, надо ли менять билет. На что водитель ответил, что не надо.
В Шкодере (Албания) пассажиров из автобуса пересадили по фургонам и подтвердили, что далее рейс через Тирану проследует в Дуррес. В Тиране весь народ сошел и в салоне остался только я. Водитель печально посмотрел на меня и заявил, что этот фургон в Дуррес не пойдет (как в анекдоте: извини мужик - не смогла).

Другая история

Еду в фургоне из Дурреса в Шкодер. Плановое время прибытия - 10:55, причем в 11:00 по расписанию отправка моего автобуса из Шкодера в Ульцин (Черногория). В 10:50 водитель останавливает фургон в 2-х кварталах от площади с фонтанами (плановый пункт прибытия фургона и место отправки автобуса в Черногорию) и дальше происходит, судя по всему, привычная для местных, но дикая для меня процедура выбора пункта конечной остановки. Выбирали голосованием с решающим голосом у водителя. Нескольких человек, в том числе и меня, оказавшихся в меньшинстве, высадили тут же, а фургон отправился дальше с победителями выборов. На автобус я опоздал и пришлось через границу добираться на частнике.

Особых неудобств перемещения междугородным транспортом я не почувствовал. В больших фургонах и автобусах работают кондиционеры, а маленькие фургоны обычно не совершают продолжительных рейсов. Музыка в салоне звучит в основном национальная, только изредка можно услышать западные мелодии.

В заключении надо добавить, что в Албании свои особенности есть не только у пассажирского транспорта, но и у пассажиров. В дороге албанцы держатся сдержанно и избегают навязывать свое общество незнакомым. Помню, как один раз на протяжении двух часов безостановочной езды в салоне никто не проронил ни слова. В то же время с иностранцами албанцы охотно откликаются на общение, а между знакомыми, особенно подругами, завязывается обычная темпераментная беседа.

albania, Албания, фургон, транспорт, маршрутка, автобус

Previous post Next post
Up