«…Шельма лезет; есть надежда, что мы их побьём плотно, и тогда я попрошусь командовать авангардом. Всякий день я имею пленных и все единогласно жалуются, что нет пропитания, и даже просят, чтоб мы решились дать им баталию, и тогда они все побегут. Это правда, что даже мужики их ловят и приводят, - так они разбросались, искавши пропитания. Сегодня утром получил я известие верное, что идут они и на Калугу, только немного, равно и на Сычёво. Я бы желал, чтоб он отделил по флангам больше, тогда, их побивши, они пропадут. Жаль только, что кавалерийские генералы наши очень занемогли, Пален и Васильчиков, лихорадкою. Однако в баталии Васильчиков, верно, будет. Войска, знаю, в страшном духе и мы все; истинно только и нужно, чтобы нам дали волю…»
(Командующий 2-й Западной армией П. И. Багратион - военному генерал-губернатору Москвы Ф. В. Ростопчину, 20.08.1812).
Общий вид Гжатска (начало XX в.).
20 августа (1 сентября) 1812
Бомбардировка Данцига
Русская армия продолжала отступательное движение на восток. Основные силы после дневного перехода расположились лагерем у деревни Дурыкино. Отход армии прикрывали три арьергардных отряда. Левый боковой арьергард под командованием К. К. Сиверса составили 3 егерских, 2 драгунских, 1 уланский, 1 гусарский и 8 казачьих полков с ротой конной артиллерии. Они отступали по Старой Смоленской дороге и были вынуждены принять бой с противником у деревни Брысино и села Колесники в 18 км к юго-востоку от Гжатска.
В правый боковой отряд под командованием К. А. Крейца, действовавший севернее, вошли 3 драгунских и 1 казачий полк. Эти части оказались окружены и прижаты к реке Гжать, но кавалерия вплавь и частью вброд перешла её и отошла на северо-восток к деревне Лескино на реке Петровке. При этом была устроена засада, в которую попали, были атакованы и отброшены 13 эскадронов баварской кавалерии.
Успешные действия отряда Крейца не позволили неприятелю перерезать путь отступления главному русскому арьергардному отряду под командованием П. П. Коновницына. Он включал 6 егерских, 2 драгунских, 1 уланский, 4 гусарских и 10 казачьих полков с двумя конно-артиллерийскими ротами. Коновницын был атакован авангардом Великой Армии под командованием И. Мюрата при прохождении через город и мост через Гжать. В результате русский отряд смог оставить Гжатск и отойти за реку Алешню к Ивашкову.
После оставления Гжатска Коновницыным в город вошёл Мюрат, а вскоре прибыл и Наполеон. Узнав о появлении у русской армии нового главнокомандующего, правитель Первой Французской империи расценил это как готовность противника к генеральному сражению, отдал приказ собрать отставших, стянуть к Гжатску все войска (в частности, из Смоленска вышла Первая гвардейская пехотная дивизия) и подготовить их к предстоящему бою. Расположив в городе свою Главную квартиру, Бонапарт также велел устроить на следующий день смотр всем частям и донести ему о наличном числе людей.
Британская эскадра под командованием Т. Б. Мартенса начала бомбардировку Данцига. Одновременно с кораблей на сушу высаживался десант. Сам по себе десантный отряд был невелик, но моряки пошли на хитрость: солдаты высаживались в разных местах, будучи переодетыми в разную форму, что создало впечатление многочисленности атакующих сил. Получив известие о масштабном нападении на Данциг, командующий Десятым армейским корпусом Э. Ж. Макдональд срочно начал переброску туда сил от Пиллау (ныне - российский город Балтийск) и Мемеля (ныне - литовский город Клайпеда). Таким образом, рижский военный губернатор И. Н. Эссен добился поставленной перед этой морской демонстрацией цели: французы были вынуждены ослабить свои войска в районе Риги.
ВОЙНА В ЛИЦАХ
Киприан Антонович Крейц
Курляндский барон Циприан Гвальберт фон Крёйц к 23 годам сделал неплохую карьеру в Польше, дослужившись до генерал-адъютанта короля Станислава Понятовского. На российскую службу он перешёл в начале 1801 г. лишь в чине полковника, но и здесь карьера бравого кавалериста получилась завидной: через семь военных кампаний до генерала от кавалерии и графа, и это - несмотря на многочисленные ранения и целый год в плену. В 1812 г. полковник Крейц всё время оказывался на передовой: в арьергарде - при отступлении русской армии, в авангарде - при преследовании французов. Награда за отличия в боях нашла его только в декабре, когда он был произведён в чин генерал-майора, в котором и закончил войны с Наполеоном.
Родился 10 июля 1777 года, служил в Речи Посполитой, Сумском гусарском полку, Сибирском драгунском (позднее - уланском) полку, командовал полком, бригадой, дивизией, корпусом, был генерал-адъютантом короля Польши, генерал-губернатором Герцогства Шлезвигского. Участвовал в русско-австрийско-французской войне 1805 г., русско-прусско-французской войне 1806-1807 гг., русско-шведской войне 1808-1809 гг., Заграничных походах 1813-1814 гг., русско-турецкой войне 1828-1829 гг., подавлении Польского восстания 1830-1831 гг., с 1831 г. - генерал от кавалерии, с 1839 г. - граф, умер 13 июля 1850 года.