ГРОЗНЫЙ И СЛАВНЫЙ ДВЕНАДЦАТЫЙ ГОД. День шестьдесят второй

Aug 23, 2012 22:54


«Непременным долгом считаю уведомить ваше сиятельство, что после отступления армии из Смоленска нынешнее положение дел непременно требует, чтоб судьба наша решена была генеральным сражением. Я прежде сего полагал продолжать войну до окончательного составления внутренних ополчений, и посему надобно было вести войну общими движениями не на одном пространстве, где находятся 1-я и 2-я армии, но на всём театре войны. Следовательно, 3-й армии надлежало бы исполнить деятельную часть операции, дабы располагать в движениях силами всех трёх армий, по примеру неприятеля, который, пользуясь чрезвычайным числом войск своих, движениями своими принудил нас к отступлению. Находясь в безвестности о 3-й армии и не имея довольного числа войск, чтобы одними движениями прикрывать все пункты, мы находимся в необходимости возлагать надежду нашу на генеральное сражение»

(Военный министр Российской Империи М. Б. Барклай-де-Толли - военному генерал-губернатору Москвы Ф. В. Ростопчину, 10.08.1812).



На биваке перед Валутиной Горой, 22 августа 1812 г. Х. В. Фабер-дю-Фор (1830-е).



10 (22) августа 1812

Бой у Даленкирхена

С наступлением ночи из Рижской крепости к позициям Прусского вспомогательного корпуса у Даленкирхена скрытно выдвинулась колонна крепостного гарнизона под командованием Ф. Ф. Левиза. Около 01:30 передовые русские части вступили в перестрелку с пруссаками. В это время ещё одна колонна атаковала подразделения Великой Армии. Встретив ожесточённое сопротивление, русский отряд начал отступать, но потом предпринял внезапную контратаку и отбросил противника. Под натиском двух русских колонн прусские части получили приказ отходить, но продолжали сопротивляться. Воспользовавшись промедлением неприятеля, часть русских войск разбила прусский правый фланг, вышла в тыл противника и отрезала ему путь отхода. С большими потерями часть прусского отряда вырвалась из окружения, а русские войска не стали их преследовать.

В Полоцке командующий частями Великой Армии Л. Гувьон Сен-Сир отдал приказ вытеснить русский арьергард. Баварцы вышли к селу Белому, передовые русские части отступили, а их преследователи попали под огонь артиллерии, новая атака вновь потерпела неудачу. Тогда баварцы обошли русское правое крыло, заняли Белое и попытались атаковать во фланг. В ответ два эскадрона Гродненского гусарского полка провели контратаку, а 26-й егерский полк ударил в штыки и выбил неприятеля из села. Часть баварской пехоты попыталась обойти русский отряд с левого фланга, но была отброшена двумя другими эскадронами гродненских гусар, а командующий одной из баварских бригад получил смертельное ранение. Баварцы, не ожидавшие столь ожесточённого сопротивления, отступили к Гамзелену. После неудачной атаки под Белым Гувьон Сен-Сир прекратил активные действия под Полоцком, и в дальнейшем противоборствующие стороны сохраняли здесь свои позиции вплоть до октября.

Командующий 1-й Западной армией М. Б. Барклай-де-Толли подошёл вместе с войсками к Андреевке и вновь объявил о намерении дать генеральное сражение Великой Армии. Для этого 2-й Западной армии следовало вернуться из Дорогобужа и занять место на левом фланге, а собранные М. А. Милорадовичем резервы в виде сформированных в Калуге, Можайске и Волоколамске батальонов, должны были подойти к Вязьме. Между тем арьергард армии Барклая подвергался серьёзным атакам кавалерийского авангарда И. Мюрата. Французы по трём наведённым мостам перешли через Днепр и стали наступать на Михайловку, где в этот день держал позиции отряд Г. В. Розена. Арьергардное столкновение продолжалось до ночи.

Главные силы 3-й Обсервационной армии отступили к Ковелю. Один её арьергардный отряд занял позицию у Выжвы, а другой прибыл в Турийск. Далее внимание командующих противоборствующих в этом районе сторон сосредоточилось на местечке Любомль, куда для разведки были высланы и саксонские, и русские части.

ВОЙНА В ЛИЦАХ

Михаил Андреевич Милорадович



С начала войны основная работа по формированию резервов армии (не ополчения, а регулярных частей) была возложена на генерала от инфантерии Милорадовича. Потомок выходцев из Сербии, отличившийся в войнах с французами и турками, к тому моменту был киевским военным губернатором, но дальше, находясь в Москве, собирал войска в центральных российских губерниях. С этими резервами он прибыл в самое пекло - первый бой генерала в этой войне пришёлся на Бородино. На втором этапе войны Милорадович командовал авангардом армии, и уже в Заграничных походах заслужил благосклонность императора и графский титул. Будучи с 1818 г. военным губернатором в Санкт-Петербурге, храбрый генерал много внимания уделял искусству. Приложил руку к развитию театрального дела и фактически спас от ссылки А. С. Пушкина. Но жизнь Милорадовича была трагически оборвана в возрасте 54 лет выстрелом пистолета П. Г. Каховского во время восстания декабристов.

Родился 1 октября 1771 года, служил в лейб-гвардии Измайловском полку, Апшеронском мушкетёрском (позднее - пехотном) полку, командовал полком, бригадой, корпусом, был киевским и петербургским военным губернатором, главой Комитета для составления нового проекта об управлении театрами. Участвовал в русско-шведской войне 1788-1790 гг., Итальянском и Швейцарском походах 1799 г., русско-австрийско-французской войне 1805 г., русско-турецкой войне 1806-1812 гг., Заграничных походах 1813-1814 гг., с 1813 г. - граф, убит 14 декабря 1825 года.

1812

Previous post Next post
Up