ГРОЗНЫЙ И СЛАВНЫЙ ДВЕНАДЦАТЫЙ ГОД. День третий

Jun 24, 2012 20:59


«Что за люди? - Французы. - Чего вы хотите и зачем вы в России? - Воевать с вами, взять Вильну, освободить Польшу!»

(Начальник пограничного лейб-казачьего разъезда А. Н. Рубашкин - роте французских сапёров Первого армейского корпуса в Понемуни, 12.06.1812).



Переправа наполеоновской армии через Неман. Неизвестный художник (1810-е).



12 (24) июня 1812

Вторжение

Неман находился под тщательным наблюдением русской армии, эту службу несли части Казачьего лейб-гвардии полка и казаки из состава авангарда 2-го пехотного корпуса. Когда французские сапёры переправились, в районе Понемуни, завязалась первая перестрелка этой войны. Наполеон был вне себя, когда до его слуха донёсся звук первых выстрелов, однако перестрелка послужила сигналом. Командующий 1-й лёгкой кавалерийской дивизией П. Ж. Брюйер во главе трёх рот из 300 поляков 6-го польского уланского полка переправился на лодках на другой берег для прикрытия наводящих мосты сапёров, четвёртая рота заняла остров, на возвышенностях левого берега развернулось несколько артиллерийских батарей. Первым на литовский берег вступил 13-й лёгкий полк, а за ним и вся 1-я пехотная дивизия. Вместе с переправившимся авангардом Брюйера пехотинцы пошли на Ковно, в шестом часу утра вошли в город и выстроились на плацу.

Утром Александр в Главной квартире русской армии в Вильно получил известия о приготовлениях Наполеона к переправе. Последовало распоряжение о вывозе из Вильно казённых денег, архивов и планов. Новость не была предана широкой огласке, но получивший эту информацию военный министр М. Б. Барклай-де-Толли не медля отдал повеления командующему 2-й Западной армией П. И. Багратиону и командиру Летучего казачьего корпуса М. И. Платову реализовать план, составленный на случай нанесения французской армией главного удара в район Вильно.

Тем временем в Закрете шла подготовка к балу. Днём там рухнула крыша построенного для танцев павильона, и возникло подозрение на диверсию со стороны возводившего её архитектора Шульца. Тот в испуге бросился в реку Вилию (сейчас в Литве - Нярис) и утонул. Но царь заявил, что бал не отменяется, и велел расчистить павильон от обломков, оставив одни лишь стены.

В районе Ковно погода постепенно портилась, и разразилась летняя гроза. Вечером, перейдя впадающую здесь в Неман Вилию, в город вступила основная часть войск левого фланга Великой Армии. Наполеон, наблюдавший большую часть переправы лично, прибыл в Ковно, присоединившись к гвардейским частям. В течение того же дня переход Немана у города Тильзит (ныне - Советск Калининградской области) осуществил крайний левый фланг французов - Десятый армейский корпус. Остальные части Великой Армии ещё только подходили маршем к границе с Россией. Центральная группировка, подчинённая пасынку Наполеона Е. Богарне, находилась в районе Олецка (ныне - польский город Олецко), хотя её авангард в виде 3-го корпуса кавалерийского резерва уже был у Немана южнее Ковно. Правый фланг Великой Армии, подчинённый младшему брату Наполеона Жерому, был только в Новограде (ныне - польский город Новогруд).

Ровно к 10 часам вечера стали съезжаться приглашённые на бал в Закрете, Александр прибыл к 23 часам. В разгар бала прибывший курьер доложил министру полиции А. Д. Балашову о наводке французами мостов через Неман. Министр шёпотом передал сию информацию государю. Император приказал хранить полученное известие в тайне, провёл на балу ещё около часа, после чего потребовал к себе в кабинет Барклая-де-Толли.

ВОЙНА В ЛИЦАХ

Михаил Богданович Барклай-де-Толли



Генерал от инфантерии Михаэль Андреас Барклай-де-Толли из лифляндского дворянского рода шотландского происхождения к началу войны был военным министром Российской Империи и командующим 1-й Западной армией. С 1810 г. он руководил проводимой в стране военной реформой и лично разработал 3-летнюю стратегическую концепцию будущей войны с Наполеоном. Чётко следуя идее «завлекательного отступления», сумел уберечь русские армии от разгрома до их соединения, чем навлекал на себя недовольство патриотически настроенной части генералитета и офицерства. Те подозревали Барклая едва ли не в измене, и в результате он оказался в опале у государя, был отставлен с поста военного министра и по личной просьбе уволен со службы «по болезни». Но оставался верен себе: оставил Смоленск для сохранения армии, отличился при Бородине, на Совете в Филях первым высказался за оставление Москвы и руководил прохождением отступавших войск через город.
Родился 13 декабря 1757 г., служил в Псковском карабинерном полку, Эстляндском егерском корпусе, 3-ем егерском полку, был финляндским генерал-губернатором, военным министром. Участвовал в русско-турецкой войне 1787-1791 гг., русско-шведской войне 1788-1790 гг., польской кампании 1794 г., русско-прусско-французской войне 1806-1807 гг., русско-шведской войне 1808-1809 гг., в Заграничных походах 1813-1814 гг. С 19 марта 1814 г.- генерал-фельдмаршал, с 30 августа 1815 г. - князь, умер 14 мая 1818 г.

1812

Previous post Next post
Up