Есть такой жанр «деловой роман». Это когда в художественной форме описывается какая-то профессия во всех подробностях, которые удалось узнать автору. Иногда автор даже устраивается работать по этой профессии на некоторое время , чтобы на собственном опыте узнать все тонкости.
Классик жанра - Эмиль Золя. Его «Дамское счастье» соединяет в себе сентиментальный роман с подробным рассказом о зарождении крупных универмагов.
В начале 80-х в Советском Союзе была издана отличная книга "Универмаг" Ильи Штемлера. Там была показана вся изнанка советской торговли и раскрыты некоторые способы обмана покупателей
Например, инструкция для кассира гласила, что он должен отдать покупателю сначала крупные купюры на сдачу, потом мелкие, потом выдать чек. Но обычно кассир дает сначала чек, потом начинает возню с мелочью: «А дайте мне ещё 15 копеек, я вам дам рубль сдачи». Закончив эти «вы мне, я вам», покупатель облегченно вздыхает и торопится в другой отдел, забыв взять крупные купюры. Не случалось с вами такого? Если нет, я вам завидую, меня так пару раз накалывали, особенно на рынке.
Вот цитата из романа:
«Большим психологом была Кира Александровна. Можно сказать, профессиональным. Тонким и наблюдательным. Она видела покупателя насквозь. Особый дар. Конечно, Аматуни не брезговала и традиционным методом: вручала покупателю вначале чек, потом мелкий размен, потом рубли. В то время как инструкция строго наказывала: чек завершает расчет. Без чека покупатель не отойдет от кассы. А без сдачи после получения чека - сколько угодно. Но Аматуни не прятала «забытых» денег, выкладывала на видное место и не убирала до тех пор, пока покупатель не покинет секцию. И возвращала по первому же требованию с извинением, без скандала. Как правило, покупатель или не замечал уловки, или, уверенный в том, что правды не добиться, смирялся... Находились и мошенники, которые предъявляли претензии, не имея для этого основания. Кассиры на это реагировали по-разному. Кира Александровна не мелочилась, вручала требуемую сумму - и все, инцидент исчерпан. Себе дороже!
Кира Александровна владела и другими методами. В свалке за дефицитом она намечала жертву. Психолог! Отсчитывала вслух сдачу за крупную покупку с крупной суммы. Десятками или четвертными. И с ловкостью факира просчитывала одну, а то и две бумажки в свою пользу. И риска никакого: ну просчиталась. Вернется покупатель - отдаст с улыбкой, с извинениями. Как правило, не возвращались...
Догадывался главный администратор о методах ее работы, но вот попробуй уличи, схвати за руку, если она с точностью до копейки предвидела разницу между суммой на счетчике аппарата и суммой, осевшей в ящике кассы. Даже не пользуясь ключом, наличие которого у кассира считается проступком. Чувствовала! И вовремя снимала свой остаток...»