Спившийся Леонардо

Mar 17, 2019 22:46

navimann написал в комментах к моему предыдущему посту о Дроздовиче: «Как-то смутного о нем был представления». Если честно, я тоже. Но в декабре прошлого года занесло меня в Художественный музей на выставку картин Дроздовича. Я ахнула. Сфотографировала каждую картину, потом дома долго их разглядывала, будучи под сильнейшим впечатлением.


И наконец поинтересовалась, кто такой Дроздович.
Какой же это был интеллигентный и разносторонний человек! Он был столь же многогранен в своих интересах, как Леонардо да Винчи. Какое огромное наследие он оставил! И как же несчастливо сложилась его судьба.
Родись он на лет на семьдесят или сто позже, он стал бы знаменитым писателем-фантастом. Его картины на космические темы продавались бы за бешеные деньги. «Дываны» - расписные настенные ковры - украшали бы лучшие музеи, а декорации - сцены театров. Его работы по археологии и этнографии Беларуси изучали бы студенты-историки.
Увы, его жизнь переломали две мировые войны, бесконечные изменения власти - Российская империя, БССР, Польша, СССР, немцы, снова СССР, где он никому не был нужен с его интересом к истории Беларуси и тягой к космосу.
Вот Шагал, Сутин и другие художники вовремя смылись в Париж, подальше от всех пертурбаций, и стали там богатыми людьми. А Дроздович был и остался беларусом.
Так что же он оставил нам? О космическом наследии я уже упоминала.
Он записывал фольклор и обрабатывал для словарей народную лексику Дисненщины и Пинщины, составил сборник "Песни Дисненщины". Писал стихотворения, прозу, вел дневники. Его изданная в 1923 г. книга «Вялiкая шышка, або Вар'ят без вар'ятства», которую начал еще в годы учебы, получила положительные отзывы. Вышла в свет его повесть «Гарадольская пуща» о временах Полоцкого княжества. Но большинство его произведений, в т.ч. с его иллюстрациями, например, поэма «Трызна жыцця», остались в рукописях.


В Свири, позже в родных местах на Дисненщине, Дроздович проводил археологические исследования. В неизданной работе "Дисненская доисторическая старина" описал 30 археологических памятников. Открыл несколько стоянок каменного и бронзового веков, много каменных крестов, собрал коллекцию каменных топоров.
В 1926 г. Научное беларуское товарищество в Вильно организует для художника длительную командировку на Пинщину. В этот период Язеп собирает огромную коллекцию этнографических материалов, создает десятки зарисовок домов, местных жителей, предметов материальной культуры.


Всем нам хорошо известно имя Наполеона Орды. Благодаря ему мы знаем, как выглядели многие города, замки, дворцы и другие примечательные места Беларуси в конце XIX века. Но мало кто знает, что и Язэп Дроздович оставил нам очень большое количество зарисовок родного края. В 1919 году Язеп работает художником в литературно-издательском отделе Комиссариата просвещения, участвует в создании первого в Беларуси букваря, бесплатно помогает Белгостеатру. В это же время пишет много рисунков Минска. Они остались практически неизвестны, но ценны: мало кто так рисовал Свислочь и ее окрестности, как художник Дроздович. Известны графические серии "Древний Минск", "Заславль", "Древняя стройка на Беларуси", "Башня Прозор", "Минск. Высокое место", "Место впадения Немиги в Свислочь".


Язэп Дроздович создал также графическую серию «Дисненщина» и альбом графики «Глубокое», в которых увековечил природу и архитектуру этих мест.


В последующие годы он посетил Тракай, Вильнюс, Медники, Крево, Гольшаны, Лиду, Новогрудок, Любчу, Мир. В результате этих путешествий, которые охватили почти всю Западную Беларусь, появились вместительные альбомы графики, которые являются неповторимым явлением в белорусском искусстве.


На границе 1910-1920-х Я. Драздович сложился как художник исторической темы. Он сделал графические портреты полоцких и смоленских князей, в т.ч. Всеслава Чародея, живописные картины "Сожженные усадьбы", "Всеслав Чародей в порубе под палатами киевского князя", "Полочане выгоняют князя", "Всеслав Чародей под Гродно", "Перстень Всеслава Чародея", "Погоня Ярилы".




По мотивам "Слово о полку Игоревом" написал картину "Песня Баяна".
В 1927 и в 1940-х написал несколько картин, посвященных Ф. Скорине.


Так сложилось, что из-з болезни матери Язэпу пришлось вернуться в деревню Германовичи, чтобы ухаживать за матерью. А тут наступил Рижский мир, и вернуться в Минск он так и смог, застрял на территории Западной Беларуси, вошедшей в Польшу. Работал учителем рисования.

Язэп Дроздович был очень чутким художником. И не случайно именно на пороге прихода к власти в Германии фашизма у него появились такие картины, как «Дух тьмы», «Дух зла». На первой из них - сова, которая распростерла свои крылья над развалинами замка, где притаились ночные страшилища. Вторая - вот:


На одном из его удивительных автопортретов мы видим седовласого вдохновенного старца, который как бы растворяется в космосе. Он держит в правой руке Землю, а вокруг него сияют звезды, проплывают планеты… Какой же хрупкой кажется наша маленькая планета! Картина была написана в 1943 году, в самый разгар второй мировой войны…


Дроздович работал и в сфере скульптуры: бюст Ф. Скорины (1916), "Плач Гориславы" (образ полоцкой княжны Рогнеды, 1916), портреты-барельефы М. Машары, А. Гриневича, Я. Пачопки, своей матери.


Во время войны и после неё Дроздович сильно бедствовал, не было у него ни дома, ни постоянной работы. Чиновники от идеологии и культуры относились к творчеству Язэпа Дроздовича как к недостойному внимания. Бывало, ему не на что было даже пообедать. Но, несмотря на постоянную нехватку денег, он всегда был элегантно одет: белый аккуратный костюм, в руках неизменно трость, сделанная им самим из найденного в лесу корня.
Он постоянно путешествовал от деревни к деревне и оставлял людям на память сказочные рисованные ковры, которые писал на самотканом, покрашенном в черный цвет полотне. Каждая хозяйка в тех местах, где путешествовал Дроздович, мечтала иметь «малярство дзядзьки Язэпа». На коврах по краям были растительные мотивы, а в центре веселые звери-музыканты, замки, дворцы. Самыми любимыми его мотивами были лунные, ночные пейзажи.


Последним произведением Дроздовича был «Зачарованный замок» - ковер, который он расписал незадолго до своей смерти. На берегу озера стоит вооруженный воин с пикой, а вдалеке виднеется красивый старинный замок…
Платили ему продуктами и самогонкой. Неприкаянный странник стал сильно пить. Зимой 1954 г. «дзядзьку Язэпа» в сильный мороз нашли на дороге крестьяне. Он был без памяти, и его отвезли в больницу, где Дроздович, не приходя в сознание, умер.


Дроздовича считали, мягко говоря, эксцентричным - не от мира сего, как это часто бывает с гениями, с теми, кто одарен свыше. Он имел хорошее образование, мог прожить спокойную жизнь, но предпочел вместо этого до конца жизни скитаться по родным местам. Дроздовича не признали при жизни, и только сейчас он становится значимой персоной нашей культуры.

Музей, Знаменитые люди, История, Живопись, Беларусь

Previous post Next post
Up