Вчера сидела дома, делала перевод и параллельно смотрела "Ликвидацию" по телику. В фильме много показывали Одессу, её знаменитые дворики и своеобразный говор. И мне вдруг вспомнился один случай, вернее любопытная встреча в Одессе.
Дело было в 1980 году, т.е. ещё при СССР. Мы с моей подругой пришли из рейса, днём были свободны, и подруга предложила сходить с ней на квартиру, где она снимала угол у старой еврейки, чтобы было где хранить вещи и при случае переночевать. Идти было недалеко, в район Дерибасовской, делать мне было нечего, и я согласилась. А потом мы собирались в кино.
Визит на квартиру оказался в высшей степени интересным. Квартира находилась в типичном одесском дворе, где надо было подниматься по наружной лестнице, чтобы попасть на второй этаж. Хозяйка оказалась не крикливой толстой ведьмой, как показывают в кино, а интеллигентной, очень приятной сухонькой женщиной с негромким голосом.
Хозяйка как раз что-то готовила и тут же усадила нас с подругой ужинать, отметя все наши отнекивания. Часть кушанья она отставила в сторону, сказав - "это для Аркадия, он сейчас с работы придет". Я подумала, что Аркадий её муж, тоже старичок. Но через полчасика в дверь вошел очень симпатичный мужчина, примерно лет 35. Обычно на мой славянский вкус еврейские мужчины некрасивы, но этот Аркадий мне понравился.
Пока он умывался и ужинал, мы с подругой сидели в гостиной. Обстановка этой комнаты меня просто шокировала. Старинное зеркало в резной раме 18-го века, резная мебель, жирандоли с хрустальными подвесками, я такое только в музее раньше видела. Вопросы вертелись на языке, но задавать их было неприлично. Как мне потом объяснила подруга, эти сокровища были у хозяйки на хранении. Евреи, которым удалось уехать в Израиль, оставляли свои самые ценные вещи в ожидании удачного случая, чтобы как-то контрабандой переправить их за границу.
Впрочем, гораздо больше вещей меня интересовал Аркадий. Пока мы сидели с подругой одни, она быстренько мне шепнула, что Аркадий не сын хозяйки, а зять, причём вдовый зять. Дочь хозяйки умерла, а он так и остался жить у тёщи. Теперь мне стала понятна удивившая меня сначала манера его разговора с хозяйкой. Они оба обращались друг к другу на "вы".
Я по простоте душевной подумала, а нельзя ли с ним познакомиться поближе. Поев, Аркадий вошел в гостиную, перекинулся с нами парой фраз. Я уж открыла было рот, чтобы пригласить его с нами за компанию в кино, но тут он вдруг сказал: "Спокойной вам ночи". Я обалдела, какой ночи, всего седьмой час вечера. Тем не менее, Аркадий ушел в спальню и захлопнул дверь.
Подруга решила все свои вопросы с хозяйкой, и мы ушли. По дороге она удовлетворила моё любопытство, сообщив, что Аркадий после смерти жены ведет жизнь отшельника. Ходит только на работу. Вернувшись, ужинает и сразу ложится спать до следующего утра. Никуда не ходит, ни с кем не общается, часто ходит на могилу к жене. Всю зарплату отдаёт тёще, она заботится о быте.
Объясняется это тем, что Аркадий очень любил свою жену. Когда она умерла, сказал, что он без неё жить не может. Другая женщина ему не нужна, она не сможет ему заменить любимую. И вот уже лет шесть или семь так они и живут вдвоём с тёщей. Если это можно назвать жизнью.
Честно говоря, я даже не знала, что об этом всём и думать.
С одной стороны, это красиво выглядит, что муж хранит верность даже умершей жене. Вот это любовь так любовь! Даже не думала, что такое бывает в реальности, а не в книгах.
А с другой стороны, зачем хоронить себя заживо? Горе-горем, но любое горе должно же когда-то кончиться. Молодой, симпатичный, вполне мог бы быть ещё счастлив с другой женщиной. Дети бы пошли, тёща бы внукам порадовалась, хоть и не кровным. Жизнь должна продолжаться.
Читала я в какой-то книге, что такое чрезмерное горе по умершему супругу мешает его/её душе упокоиться на том свете. Недаром раньше устанавливали официальный срок траура. По его истечении надо отпустить душу покойницы/ка с миром, а самому продолжать жить.