Сегодня мало кто будет гнуть спину, чтобы вымыть пол или протереть его. Он воспользуется хорошо сделанными приспособлениями. Они просты и удобны. Их можно купить всюду.
А что представляет из себя кухня, к внешнему виду и устройству которой мы привыкли? Это настоящее предприятие со всеми его атрибутами. Четкая планировка, поточная система, специализированное оборудование и инвентарь. Затраты времени на обед в такой кухне обычно колеблются от 15 до 20 минут.
Промышленные принципы добрались-таки и до кухни. Потому что они способны облегчить быт. В основе - простота. Простота конструкции как мерило ума конструктора.
А теперь надо отвлечься от кухни.
Простота! Это, пожалуй, наиболее характерная черта американской инженерной мысли. Американскую конструкцию машины, мотора, одежды можно отличить среди многих других. Что же отличает американскую конструкцию? Прежде всего простота изготовления, позволяющая поставить массовое или крупносерийное производство на конвейере; простота налаживания, несложность и надежность эксплуатации, позволяющие свободно пользоваться машиной или приспособлением; простота разборки и сборки.
Довелось видеть аналогичные двигатели - французский и американский. Французский - изящный, замысловатый, сборка и разборка возможны только специальными шарнирными ключами. Аналогичный американский двигатель: 22 гайки отвертываются простым ключом, снимается задняя крышка - и весь двигатель разобран, обеспечивая доступ к любому агрегату. Все его приводы, передачи и пр. снимаются и ставятся свободно. Такова умная простота конструкции, преимущество которой неоспоримо. Характерно для американских инженеров и конструкторов не раз слышанное выражение: «Он недостаточно умен, чтобы делать простые вещи».
Для обучения методам анализа технологического процесса изготовления детали, проверки рациональности способов перемещения материалов, обеспечения качества продукции при минимальных затратах времени и т. д. существуют заранее составленные вопросники и руководства, которые значительно облегчают деятельность людей, занимающихся нормированием и организаторской работой.
Опыт крупнейших промышленных корпораций - «Форд мотор компани», «Дженерал электрик компани», «Вестингауз электрик корпорейшн», «Дюпон де Немур энд компани», «Мак-Кормик энд компани», «Дженерал моторс» и многих других - показывает, что организация производства и постоянное совершенствование ее дает большой рост производительности труда. Развитию науки, организации труда и управления производством способствовали известные американские инженеры:
- Ф. У. Тэйлор,
- Ф. Б. и Л. М. Гилбреты,
- Л. Гант,
- X . Эмерсон,
- Г. Мюнстерберг,
- У. Д. Скотт,
- А. Б. Сегюр и др.
Среди них первое место по праву занимает корифей этой науки Ф. У. Тэйлор.
Организация труда и управление производством на предприятиях в США поставлены на научную основу. Эта отрасль науки постоянно развивается. Совершенствование отдельных операций, работы отдельных исполнителей перестало быть в центре внимания, хотя интерес к нему не пропал и сейчас. В настоящее время все больше внимания уделяется организации работы групп исполнителей, их взаимодействию в процессе производства. Без совершенной организации труда никакая механизация и автоматизация не даст прибыли.
Сотни книг написаны на тему об экономии трудовых затрат. Детально разработаны схемы анализа операций, изучения движений, планировки рабочих мест, перемещения материалов для внедрения поточного производства. Нет такой проблемы, которая не была бы тщательно изучена и по которой не были бы найдены пути экономии трудовых затрат. Сюда входят как крупные мероприятия, так и малозаметные. Некоторые мероприятия могут быть различимы только человеком, который вооружен специальными знаниями.
Руководитель предприятия не забывает ничего из того, что имеет хотя бы косвенное отношение к снижению затрат труда. Повышенное внимание к фактору времени вполне закономерно, так как в конечном счете это одна из важнейших функций производительности труда.
Степень детализации проблем, связанных с этим вопросом, весьма показательна. Речь идет не только о рационализации методов работы вообще или проектировании лучших методов труда, но об обязательном изучении микродвижений, разработке порядка движения правой и левой руки, участии в общем ритме движений ног и пр. Для этого заранее разработаны формы, облегчающие проведение анализа состояния метода выполнения трудовых процессов и их улучшение.
Методы изучения движения весьма разнообразны и охватывают всю гамму возможных вариантов технологии производства или характера изделия. Тут и повышенная частота киносъемки, зарисовка и фотографирование траекторий движения рабочего, к рукам и другим частям тела которого прикрепляются лампочки, и т. д. Таким образом отыскивается наиболее рациональный способ выполнения работы. При этом имеется в виду, что экономичность и эффективность достигаются не количеством движений, а их качеством. Результаты изучения, анализа превращаются в действие.
Click to view
Click to view
Так, например, Фрэнком и Лилиан Гилбретами примерно 100 лет тому назад были разработаны «двадцать принципов экономии движения»:
- начинай и заканчивай каждое движение одновременно обеими руками;
- применяй наиболее простые движения, обеспечивающие выполнение заданной работы;
- траектория движений не должна выходить за пределы нормальной рабочей зоны;
- располагай инструменты и материалы в надлежащей последовательности всегда на одних и тех же местах;
- применяй наименьшее количество движений;
- по возможности применяй ножные педали, чтобы освободить руки;
- не держи предметы в руках во время работы - применяй тиски и зажимы, чтобы высвободить руки для перемещения деталей;
- по возможности используй для перемещений свободное движение деталей под действием силы тяжести;
- проектируй высоту рабочего места так, чтобы можно было работать сидя или стоя;
- предусматривай надлежащую высоту стула с удобным сидением и спинкой, помогающими поддерживать правильное положение корпуса во время работы, и т. д.
Короче говоря, добивайся экономии движений, их результативности. Эти принципы не потеряли своего значения и по сей день.
* Информация собрана на основе материалов книги Н.Н. Смелякова «Деловая Америка (Записки инженера)», М.: Политиздат, 1969. - 416 с.