Этим летом, после традиционной работы на острове Беринга в мае-июле, в августе мы отправились на Чукотку. Точнее, не совсем так. Прямых рейсов с Камчатки на Чукотку нет. Можно лететь через Москву или через Хабаровск, оба варианта очень дороги. А самый дешевый - через Магадан. Но время стыковки - пять дней.
За это время можно ознакомиться с достопримечательностями колымской столицы. На самом деле, единственная стоящая достопримечательность там - это мамонт из ржавого металла. Он офигенный.
Прилетев в Анадырь, мы загрузились на нашу старую знакомую яхту «Эмма», на которой в том году прошли все Курилы, и отправились открывать Чукотку.
Пересекли Анадырский залив, зашли в залив Креста и высадились на берег возле чукотского села Конергино, чтобы собрать лодку.
Как вскоре выяснилось, это было ошибкой. В самом Конергино пограничников не было, но участковый доложил про нас куда следует. А где следует тут же посмотрели наше разрешение и увидели, что как раз Конергина-то в нем нет. Поэтому когда следующим вечером мы подошли к Эгвекиноту, нас уже ждали погранцы, с нетерпением потирая руки. Правда, тут случился некоторый казус - начальник порта почему-то был очень настроен против нас, и сразу начал орать по рации, чтобы мы немедленно убирались куда подальше из его юрисдикции. А пограничники, наоборот, требовали высадиться и показать им документы. После недолгих прений временно победили погранцы, пришлось бегом высаживаться, платить штраф, а потом быстренько убираться прочь, пока начальник порта не лопнул от злости.
На выходе из залива Креста мы встретили большое разрозненное скопление серых китов. Их было очень много, и если сначала мы еще как-то надеялись, что среди них попадутся горбачи, то под конец просто забили и тупо регистрировали встречи.
В Провидения пограничники оказались ничего так. Во всяком случае, по сравнению с Эгвекинотом. Никакого урона они нам не нанесли, хотя и прибегали проверять документы каждый раз, когда мы высаживались за пивом.
На яхте мы дошли до Мечигменского залива, опять завязли там в серых китах, посмотрели издалека на Лорино - столицу чукотских китобоев, а потом повернули обратно, так как по прогнозу близился сильный ветер. Дальше мы работали уже самостоятельно, с лодки, базируясь в бухте Гильмимыль в проливе Сенявина, а яхта отправилась домой на Камчатку.
В бухте Гильмимыль находится кордон национального парка «Берингия», а приехали мы туда по приглашению зампонира этого нацпарка Максима Антипина. Он еще год назад рассказывал нам про толпы горбачей в проливе Сенявина. И таки оказался прав - толпы горбачей имелись в наличии, причем изо дня в день на одном и том же месте. Они кормились, натужно заныривая на глубину и резко, как пробки, выскакивая на поверхность, а наевшись, отдыхали и развлекались прыжками и ударами по воде.
Этим летом все обзавелись коптерами. А я что, я как все. Правда, коптер у меня складной, ловить его с лодки не особо удобно, поэтому пускали мы его с берега. Обычно горбачи ходят слишком далеко, чтобы их можно было снимать с берега (коптер может улетать километра на три, но батарейка работает всего 20 минут, так что особо не поснимаешь вдалеке), но в проливе Сенявина они держались в километре-двух от берега, а потом и вовсе зашли в бухту Румилет и кормились в сотне метров от длинной, уходящей в море косы.
А еще там были косатки. В этот район, судя по фоткам, которые нам присылали раньше, заходят только плотоядные косатки, а они вообще обычно встречаются редко, так что мы рассчитывали их увидеть раз-два за месяц. Но они приходили раз в три дня - по сравнению с камчатскими плотоядными частота совершенно невероятная! В общей сложности, правда, за месяц их было всего 16 штук, но некоторые группы приходили по нескольку раз, а однажды три семьи собрались вместе в супергруппу из 10 животных.
А в другой день, уже в сумерках, мы наблюдали странное взаимодействие косаток и горбачей. Группа из четырех косаток подошла к скоплению из десятка горбачей. Горбачи вообще не любят косаток и иногда даже отбивают у них добычу (не чтобы самим сожрать, конечно, а из непонятного науке альтруизма), так что мы ожидали, что хищники обойдут скопление стороной. А вот хрен. Они подошли прямо к группе из пяти-шести китов и начали хаотично заныривать туда-сюда. Что они делали под водой, непонятно - то ли щекотали горбачей, то ли просто выкрикивали им в ухо какие-то оскорбления. Так или иначе, киты, тесно сгрудившись и возмущенно пыхча, двинулись в сторону косаток. Косатки отошли, но когда горбачи отстали, снова вернулись к ним. Потом повернули в другую сторону, горбачи за ними. Так они и ходили туда-сюда друг за другом, но были уже сумерки, и нам пришлось уехать домой, так что финал истории мы не увидели.
А вообще, в проливе Сенявина оказалось очень здорово. Раньше везде, где мне приходилось работать, кроме разве что Исландии, кругом было открытое море. Чуть дунет ветер - и вот уже волны с барашками, а до дома 50 километров. А здесь все закрыто островами Иттыгран и Аракамчечен, к тому же нередко киты заходят внутрь фьордов. И отдельным бонусом для уставших от жизни исследователей китов - горячие источники в двух километрах от лагеря.
Кстати, нацпарк весьма заинтересован в сотрудничестве с научными группами других специальностей, особенно тех, которые там еще не работали. Например, они были бы очень рады принять у себя планктонологов и ихтиологов. Так что если вы - они, спешите! Горячих источников может не хватить на всех;)
This entry was originally posted at
http://alazor.dreamwidth.org/72175.html. Please comment there using
OpenID.