Оригинал взят у
evo_lutio в
Красота и стиль Cтиль рождается из смешения трех компонентов: архетип, мода и индивидуальность.
Архетип - это то, что Платон называл Идеей, Филон Александрийский - прообразом, а Юнг - так и называл, архетипом, и имел в виду мифологические образы.
Упрощенно говоря, архетип - это форма, отражающая закон гармонии. Люди, которые способны чувствовать или видеть архетип, первичную форму, обладают, так называемым, идеальным вкусом. Это настоящие эстеты, которые всегда знают, что является в композиции лишним, чего не хватает, что нарушает равновесие и выбивается из целостной картины.
Художественный вкус некоторым людям дается, буквально, от природы, как слух или талант к математике. Однако, как все способности, вкус не развивается сам по себе, а требует определенной деятельности, в процессе которой потенциальная склонность сформировалась бы в реальный талант.
Вкус можно развить, иногда почти с нуля, если пребывать в окружении людей с хорошим вкусом, испытывать сильное влияние среды, в которой популярны классические образцы искусства или получить соответствующее образование (самообразование тоже).
Известное (снобское) выражение «можно вывезти девушку из деревни, но нельзя вывезти деревню из девушки» - о том, что отсутствие вкуса очень сложно чем-то компенсировать. Однако, справедливости ради, следует сказать, что в деревнях тоже бывают девушки с хорошим вкусом, хотя без соответствующей среды у большинства людей вкус действительно развивается намного хуже. Ради той же справедливости заметим, что вывезенная из деревни девушка может развить вкус, если осознает его недостаток и будет учиться.
Одного лишь идеального вкуса бывает достаточно, чтобы создавать индивидуальный стиль, но так как не многие люди могут похвастаться таким талантом, предположим, что кое-какой вкус у человека есть, но его мало.
Мода - это современные тенденции, касающиеся почти всех сторон жизни, но особенно внешнего вида людей.
Отрицать моду довольно глупо, она всегда есть и будет. Слепо следовать моде - глупо не менее, поскольку мода лишь задает коллективные направления, не обращая внимание на индивидуальность.
Нацепить на себя модную, но совершенно не подходящую вещь - это обнаружить не только отсутствие вкуса, но и отсутствие ума, поскольку умный человек знает о необходимости личного выбора.
В то же время люди, которые сражаются с модой, могут выглядеть не менее нелепо. Если архетипы как законы гармонии являются вечными, поскольку построены на геометрии, химии, математике и физике, чьи законы не меняются (хоть и уточняются), мода показывает в каком историческом и культурном контексте находится индивид. Кроме личного своеобразия у каждого человека есть набор характеристик, который отличает его от людей другой эпохи или другой культуры. Вырываться из этого контекста можно только сознательно, когда хочется подчеркнуть свою особенность, понимая зачем это и что с этим делать.
Модный человек опознается как адекватный, современный, социально активный, а вот степень следования моде может говорить уже о личностных качествах. Чуть более консервативно одетый, отстающий немного от модного авангарда человек может выглядеть более надежным и стабильным, чем надевающий на себя все самые дерзкие экспериментальные новинки. Если вы надеваете дерзкую одежду, вы сообщаете и о своей личной дерзости.
Классический стиль остается для тех, кто хочет показать некоторый конформизм и традиционность взглядов. Однако полный и слишком заметный отрыв от моды может говорить о маргинальности. Понятно, что внешнее и внутреннее совпадает не всегда (хотя и часто), но воспринимается именно так, особенно при первом взгляде.
«Встречают по одежке» всегда, даже те, кто ничего не понимает в стилях, модах и никак это не анализируют. Мозг воспринимает информацию напрямую, безо всякого анализа. Анализ нужен скорее для того, чтобы подружиться с собственным разумом и понимать, на что и как он реагирует, откуда берутся эмоции и желания. Безо всякого анализа мозг даст эмоцию враждебности, раздражения, скуки, неприятия или наоборот симпатии, любопытства, удовольствия. И все эти реакции на человека зависят в том числе и от того, как он одет, как он выглядит.
То есть относительное или явное соответствие моде - это тест на современность человека и его социальную активность, на вовлеченность в происходящее в мире, а так же на социальный статус. Чем выше статус, тем больше возможностей (и желания) следовать моде, однако здесь часто разделяются уличная мода и высокая, молодежная или более консервативная мода для солидных людей. Так называемые респектабельные люди стараются придерживаться классики и модные тенденции учитывают осторожно, чтобы не нарушить правила хорошего вкуса. Так как авангард моды - плоскость экспериментальная, в ней часто допустимы формы на грани фола и моветона, важен постоянный поиск, а при активном поиске ошибки не только неизбежны, но и считаются признаком свободы.
Одним словом, кроме развития хорошего вкуса необходимо еще сформировать личное отношение к моде. Насколько модным вы хотите выглядеть, зачем это вам, где вы будете (или не будете) узнавать о модных тенденциях? Мода вещь стихийная, почти ничем не регламентированная, кроме авторитетных изданий, публикующих материалы о модных показах и аналитику модных тенденций. Также можно ориентироваться в моде, просто наблюдая людей в своем окружении, там, где модные тенденции уже прошли необходимый вам фильтр, то есть из них отобрали то, что соответствует вашему социальному кругу и вашей референтной группе.
Индивидуальность стиля - это то, что вы лично будете выбирать из того, что максимально соответствует хорошему вкусу и в какой-то мере (необходимой лично вам) соответствует моде.
То есть правила хорошего вкуса и тенденции моды обрисовывают сферу, из которой вы будете выбирать, а ваша индивидуальность - что вы будете выбирать.
Основой для этого выбора, как мы уже говорили, является ваша собственная фактура - физические данные: фигура, рост, черты лица, возраст, особенности волос и кожи и т.д.
При работе с фактурой важно выделить черты, которые соответствуют и не соответствуют стандарту (стандарту вообще, то есть архетипу, и стандарту современному, то есть моде). Понятно, что отсутствие носа на лице или тройной подбородок выбиваются из архетипа красоты, а вот ширина бедер или рост - это то, что касается модного стандарта, поскольку в разные эпохи и в разных культурах красивым считалось разное.
Можно сказать, что нестандартность бывает безусловная (с классической точки зрения) и условная (с точки зрения моды).
Как поступать с нестандартными чертами? Если такую черту нельзя легко исправить (или не хочется), ее нужно принять, полюбить и выстраивать весь стиль, учитывая эту черту.
Нестандартность, особенно архетипическая, это то, что не будучи вписано в правильный контекст, привлекает негативное внимание - насмешки, издевки, жалость, отвращение и раздражение. Не будем говорить о том, что мир должен бы стать добрее и относиться мягко к любой нестандартности. Должен, правда, однако, основные архетипы все равно сохранятся, и если отсутствие ноги будет считаться очень красивым, подростки могут начать отрезать себе ноги, а это неверно (случаи таких оригиналов, кстати, и сейчас встречаются). То есть конкретный индивид без ноги может считаться красивым, благодаря всем своим чертам вкупе, но сам факт отсутствия ноги - не может. Поэтому протестовать против вообще стандартов - вредно. Это бессмысленный анархизм, подобный анархизму маркиза де Сада и прочих шутников и безумцев. В небольшом количестве это свежо и прогрессивно, в чрезмерном - отрицание законов природы.
При работе с нестандартной чертой, если она не является крайним уродством (здесь-таки потребуется пластическая хирургия или протезирование, если важна красота), и ее можно обыграть, важно понять, что даст больше бонусов вашему стилю - открывать черту и строить образ в ее оправдание или закрывать и компенсировать черту, приближая образ к стандарту.
Стандарт хорош тем, что по умолчанию действует на всех позитивно, получает высокий балл по шкале эстетической привлекательности. Хотя самый высокий балл получает совмещение эталонных и нестандартных черт в нужной пропорции. Это дает созерцающим не только эстетический комфорт, но и привлекает внимание, а то и другое вкупе рождают особое удовольствие.
Кстати о созерцании. Эстетика крайне важна для восприятия мира. Созерцая красивое и эстетичное, разум человека приходит в состояние гармонии и равновесия. Античные философы потому и придавали эстетике такое большое значение (многие, например Платон, считали красоту главной истиной) что она, минуя слабый, эгоистичный и часто заблуждающийся рассудок, дает возможность ощутить законы бытия, на чувственном, то есть первичном уровне.
Отвращение - очень сильный инстинкт. Все, что имеет уродливую форму (в контексте), угрожающий вид или отталкивающий запах, воспринимается разумом как потенциально вредное и опасное. Вот почему отрицать любые эстетические стандарты и эталоны - глупо. Но это не значит, что нестандартность не может быть красивой и доставлять эстетическое наслаждение. Еще как может! Все зависит от контекста.
Красоту мозг воспринимает только в контексте, всегда в связи с сутью и смыслом. То, что в одном контексте неуместно и выглядит угрожающим или вредным, в другом контексте может оказаться уместным и красивым. Стиль занимается именно созданием необходимого контекста.
Нестандартную черту можно подчеркивать, выделять, обыгрывать, если найден образ, в контексте которого это возможно.
Предлагаю остановиться и назвать нестандартные черты человека, которые можно обыграть в контексте определенного образа и превратить в так называемую «фишку» - личную особенность, которая делает человека незаурядным и специфически красивым, то есть дает такую красоту, которая при вырывании черты из контекста могла бы стать уродством, но в данном контексте смотрится привлекательно, интересно, пробуждает яркие эмоции и удовольствие от созерцания, а значит не только не нарушает чувство гармонии, но и утверждает его.
Попробуем?
(С) Марина Комиссарова