Для срочной публикации в месте, которому не очень доверяю, но которое даёт нужную бумагу для аттестации. Потому что аттестация - она не по работе, а по бумагам. Ничего не могу с этим сделать. Нужен был текст не по биологии, а ближе к методической проблематике. Получилось - ну, методист мог бы такое написать. Создано, самое большее, за пару часов, можно придираться и дописывать, но опубликовано и пока будет так.
Оригинал здесь:
https://infourok.ru/statya-k-probleme-motivacii-4627679.html К проблеме мотивации.
Мотивация должна быть, чтобы учиться. И чтобы работать тоже. Очень важная это вещь - мотивация, и надежды мы возлагаем на неё немалые, и роль в нашей деятельности отводим большую. Мотивацию можно исследовать, можно применять полученные знания и навыки к другому - мотивировать, к себе - самомотивироваться.
Так или иначе, мотивация воспринимается как важный и чуть ли не самый главный движетель обучения, работы. Что-то, заставляющее делать шаги и прилагать усилия. И всё так. Мы придумываем новые способы мотивировать и вспоминаем старые, но всё нам её не хватает, ищем, находим, теряем, снова ищем.
Почему так важно, чтобы мотивация была? Из-за надежды, что она будет нас двигать? Да. Но ещё из-за того, что кажется: есть сильная мотивация, есть устойчивая мотивация, всё получится, мы сможем, сделаем, научимся, достигнем.
Это правда, но не вся.
Первая же проблема с мотивацией возникает именно там, где её много, и выражается в явлении, известном как закон Йеркса-Додсона: есть оптимальный уровень мотивации, при котором деятельность выполняется лучше всего, наиболее результативно. В случае роста мотивации выше оптимального уровня эффективность деятельности снижается. Одно из объяснений такой динамики - состояние стресса, которое испытывает субъект из-за избытка мотивации. Яркий пример этого явления можно обнаружить на любом экзамене, где люди, отлично знающие предмет, забывают и путают всё, что угодно, потому что волнуются, нервничают, не могут успокоиться. Создать избыточную мотивацию способен, например, высокий конкурс на избранную специальность в сочетании с желанием поступить только на неё и никуда больше. Ситуация становится похожей на бородинскую, которую Лермонтов описал фразой «Ребята! не Москва ль за нами?» Как известно, Москва была за их спинами, и её пришлось уступить.
Вторая заметная проблема мотивации - её недостаточность. Это очень чувствуется в ситуации обучения. Кажется, что мотивация обеспечит всё, но если нет навыков учения, не хватает базовых умений, связанных с пониманием текста, и если вдобавок проблематичен контакт с преподавателем, ждать высокой эффективности, каких-то заметных результатов не приходится. И вроде есть мотивация - но, значит, она ещё не всё.
Когда человек учится, он меняется. Можно предполагать результат обучения как изменения, но нельзя знать его заранее точно. Иногда люди учатся биологии, а научаются задавать вопросы. Или учатся английскому, а осваивают терминологию грамматики, описывающую родной язык. Или учит историю, но внезапно начинает понимать какие-то подробности жизни своей семьи. Или учит математику, а обучается в итоге структуре доказательства намного больше, чем собственно математическим действиям и преобразованиям. Или учатся какому-то предмету, а вдруг обретают лучшее представление о себе, чем до начала обучения, либо, наоборот, начинают думать о себе хуже. Неизвестно, что будет результатом шага, серии шагов, помимо преодоления дороги. Есть и некоторая неопределенность, способная подрастить тревогу, которая мешает дальнейшему движению.
Кроме этого, в обучении, как и в любой деятельности, возникают собственные проблемы и ситуации. Что-то получается, что-то - как ни старайся, нет. На обучение или на выполнение домашних заданий уходит невыносимо много времени. Обучение очень дорогое. Во время обучения с человеком случилась беда, был сильный стресс, заболел, родители разводятся - стало намного тяжелее даваться обучение как таковое. В конце концов, обучение может просто не оправдывать ожиданий: условно - хотел научиться танцевать, полгода репетирует позиции с первой по шестую, батман и плие, до самих танцев не так и не добрался. Хотел выучить язык, старается, только по стенкам не бегает, вся квартира увешана словами, но ничего не запоминается и грамматика не осваивается. Дефицит мотивации? Возможно, что без него не обошлось, но заметно важнее другие причины. Пусть их нельзя уверенно обнять одним понятием, и по сравнению с мотивацией они кажутся мелкими, но они существенно меняют ситуацию обучения. Они влияют на мотивацию, снижая её, и усложняют процесс, даже если мотивация не изменилась.
Хорошо описать проблему, но важно и наметить пути её решения. В ситуации обучения многое зависит от взаимодействия ученика с материалом - может ли ученик осваивать этот материал, соответствует ли материал уровню подготовки, возрасту, интеллекту ученика? И многое зависит от контакта ученика с преподавателем - возможно ли в этом контакте доверие или есть только страх перед наказанием. Это можно отслеживать со стороны и изнутри ситуации, регулировать по необходимости. Точно также полезны данные о ситуации ученика, его затруднениях и их причинах. Даже если обратная связь собирается не постоянно, а время от времени, она может стать источником материала для работы с учеником.
Ситуации тревоги или стресса относятся к таким, где ученик нуждается в понимании (в самом простом смысле) и поддержке преподавателя. Это не обязательно неусыпный масштабный контроль, но удержание и подтверждение контакта преподавателя с учеником как с человеком. Достаточно бывает взаимодействия на эту тему, малого по времени и объему. Преподаватель не может решить проблемы, выходящие за рамки его компетентности, но может быть со своим учеником и при этих проблемах тоже.
Пожалуй, что все эти ситуации, где мотивация выглядит нарушенной, парадоксально нуждаются в иных способах реагирования, чем попытки нарастить мотивацию.
Наконец, надо вернуться и к ситуации, которую затронули раньше, к случаю избыточной мотивации. Конечно, решать такую проблему, подращивая мотивацию ещё, идея заведомо плохая. Но вот что может быть полезным - это снижение стресса. Для этого человек из состояния «за нами Москва» должен перейти в состояние «да, за нами Москва, но если что, есть варианты решения проблемы» - и эти варианты должны быть проговорены, известны. Что будет, если экзамен будет сдан не на сто баллов? Что будет, если на тот факультет в этот вуз не получится поступить - где ещё есть такие факультеты, вузы? Можно ли пропустить год, и что делать в это время? Таким образом, в процессе обсуждения исчезает тот клин, которым сошелся белый свет, и человек начинает понимать, что даже если сейчас что-то не получится, дальше будет жизнь, перспективы, будущее, а не кромешная тьма.
Идея, что мотивация - это ещё не всё, и что она не так проста, как кажется, была порождена теорией психологии и практикой работы в школе, а также анализом опыта собственного обучения. Основным мотивом для написания этого текста было желание транслировать своё видение ситуации как неоднозначной и несколько снизить ценность мотивации как самой движущей из движущих сил.