Текст про Песах, от 31.03.2018, сначала был ВКонтакте.

Apr 07, 2020 23:07

Но так как метки на том ресурсе я начала использовать намного позже, найти там текст стало сложнее. Зачем находить? Во-первых, там бывают идеи, которые больше не приходили, это интересно. Во-вторых, там же бывают идеи, приходящие регулярно - надо помнить, что "это уже было".
Давно хотела вытащить оттуда серию текстов про еврейские праздники, сегодня хороший день для этого. Завтра канун первого дня Песаха.

Много букв про Песах.
Сегодня первый день Песаха - праздника свободы, весны и мацы. В незапамятное время вышли евреи из Египта, где жили в рабстве, и направились в место, где жили когда-то их предки, в землю обетованную, "текущую молоком и мёдом". Несли с собой, в частности, тесто, которое замесили и тут же забрали, а оно ещё не успело закваситься. Шли сорок лет, хотя расстояние, которое им требовалось преодолеть, даже пешком проходится существенно быстрее. Но бродили по пустыне, пока не забыли, как это - быть рабами, чтобы начать новую жизнь в новой стране свободными людьми.
Праздник Песах отмечается восемь дней, и верующие евреи до него стараются убрать из дома всё хлебное - без разницы, это хлеб сам по себе или бутылки кваса. Хлебные крошки на всякий случай ищутся даже там, где их быть вроде как не может, в углу детской или в рабочем кабинете. Углы и труднодоступные места исследуют перышком, освещая свечкой.
В канун первого дня Песаха все собираются за столом, но не для обычного ужина, а для специальной трапезы, во время которой каждый должен выпить четыре бокала красного вина (или виноградного сока), вкусить определенную еду, находящуюся на специальной тарелке, читать Агаду - книгу, в которой описываются события исхода из Египта. Да, чтение за столом иногда прямо вписано в культуру, да ещё в праздничном ритуале. В тарелке же будет яйцо вкрутую, сильно зажаренный кусочек мяса с костью внутри, горькая зелень типа кресс-салата или рукколы, петрушка или картофель, сладкая фруктовая смесь вроде яблок с орехами. Также в обязательный набор как этой трапезы, так и последующих дней Песаха, входит маца. Она делается из пшеничной муки и воды в течение восемнадцати минут, чтобы не заквасилась, это тонкие плотные листы, ломкие, пресные на вкус. Мы их в детстве бросали и в молоко, и в бульон. Из мацы можно сделать много вкусностей, начиная от классических кнейдлах (шары из мацы, сваренные в бульоне), и заканчивая тортами из мацы, а можно ничего из неё не делать, просто грызть, грызть, грызть...
Специальная трапеза называется "седер", то есть, "порядок", из-за того, что заранее известно, когда руки моются, когда маца ломается, когда что едят. Вчера у всех верующих евреев в мире был седер.
У детей есть особая роль в этот вечер. Во-первых, задавать вопросы типа "чем отличается эта ночь от других ночей". Вопросы придумывать не надо, их уже столетиями задают одни и те же. Во-вторых, взрослые в начале трапезы прячут кусочек мацы, а дети в конце должны найти его. Вообще стараются сделать так, чтобы детям было не скучно.
Так отмечают освобождение от рабства.
И песни поют. Я одну прикрепила ниже.* В ней - о том, что если бы Бог сделал только что-то одно, например, только вывел из Египта, или только даровал Тору, или только кормил манной во время путешествия по пустыне, этого было бы уже достаточно.

У Песаха есть и некоторые невеселые особенности. Из средневековья, если даже не раньше, тянется идея, что евреи используют для выпечки мацы кровь христианских (чаще речь идет о христианских) младенцев. Не сказать, что это "только слухи", в частности, на в начале двадцатого века был судебный процесс над человеком, которого обвиняли в убийстве ребенка с ритуальными целями (в итоге - оправдали). Желающие могут погуглить "дело Бейлиса". Идеи такого рода живучи, в совокупности называются "Кровавый навет", но надо понимать ровно три вещи.
1. В "десяти заповедях" прямо запрещено убийство.
2. Евреям запрещено употребление крови (вообще любой) в пищу.
3. Евреям запрещены человеческие жертвоприношения.
Во времена Первого храма (Х-VI в. до н.э.) на Песах практиковались жертвоприношения барашков, и то событие сейчас символизирует тот самый сильно зажаренный кусочек мяса с косточкой внутри, лежащий на тарелке во время седера, см. выше. И это всё.
После разрушения второго храма (70 г. н.э.) жертвоприношения не осуществляются.
Это не очень-то похоже на текст по случаю праздника, но я поняла, что не могу не написать об этом.

Однако, с Песахом тех, кто празднует! Станем ещё немного свободнее.

*Ави Толедано "Дайену"

еврейство, еда, мои публикации

Previous post Next post
Up