Хайфа, музей Мане Каца

Jul 25, 2018 23:25

Мне в этот раз в Израиле повезло, как никогда. Каждый день было, чему радоваться, и не по одному разу. Вот очередные несколько радостей.
Хайфа - это город-тренажер. Вверх-вниз, на гору - с горы - вокруг горы. Район "Кармель" - он вроде не на самом верху, но можно пойти выше, а можно - ниже. Однако, много прекрасного есть и в данной точке. Например, маленький художественный музей. Как раз из серии "мал золотник, да дорог".


Объявление большое и яркое, логично было бы увидеть за ним здание, но... не просматривается. Однако, оно есть. Пока не ушли далеко, глянем на баннеры. Черным по желтому, на трёх языках - "Музей Мане-Каца"; белым по черному вверху снова это же, ниже одна из его картин, а под ней - חושניות ואקזוטיקה מיצירותין של מאנה-כצ, я думаю, можно перевести как "чувственность и экзотика в произведениях Мане-Каца". Название данной выставки. Так где музей?

Надо подойти поближе. Калиточка как бы в никуда, но мы не во сне, а в реальном мире, значит, она куда-то.


На двух языках - "дом Мане Кац". И за калиткой перила. Часть лестницы, по которой предстоит спуститься к дому. Да, он ниже решетки, причем настолько, что и крыша не видна, если не смотреть вниз.
Дом выглядит настолько небольшим, что непонятно, как может там вообще что-то уместиться, помимо одного человека и его вещей. Обманчивое впечатление. Уместилось всё. И музей, и, если обойти его, кафе.
Первый взгляд: о, это как Сутин. Только, нет, не Сутин. Это как если бы Сутин был радостным, восторженным и лиричным. Тогда бы, может, были ярче общие черты.
Второй взгляд - как вдох захлестывающих эмоций. Их много, ими пространство полно. Вот почему такая фраза на том баннере.


Удивительные "Любовники". Вот вроде сам по себе сюжет - тривиальнее некуда: он, она, отношения, или он, она, нагота, а поди найди вторую такую картину. Да, и попробуй забыть эту. Если получится.


Ещё один женский образ:


Девушка из цирка с лошадью.

Лошадей вообще много в его творчестве. Вот, например, красная. Вернее, красный. Потому что жеребенок.


Откуда я знаю, что это не ещё один "красный конь"? Из названия картины:


"Foal", "הסייח" - жеребёнок.

Клезмеры. Музыканты, как будто замкнутые в своём мире. Если присмотреться, такое ограничение пространства изображения можно найти и на предыдущей картине, но здесь очень ярко. Мы как будто в их мир заглядываем, музыку послушать.


Посреди всего этого буйства цвета, в бесконечных "масле и канве", рисунок тушью на бумаге - автопортрет. Из-за стекла пришлось фотографировать под углом.


Его имя при рождении было Иммануил Лейзерович Кац, родился в Кременчуге, в 1894, отца звали Лейзер, служил шамесом в синагоге, мать звали Малка. Учился в Вильно, в Киеве, в Париже, в Питере. В Париже близко общался с Хаимом Сутиным. Такое впечатление, что именно там сократил своё имя до "Мане" и стал писать его через дефис с фамилией, как одно целое. Вот, например, в верхнем углу картины "Клезмеры":


"Человек мира", жил последние несколько лет между Францией и Израилем, в Хайфе была мастерская. Умер в 1962.

Выйдя из музея, обошла домик и оказалась в кафе. Я знала, что оно там есть, потому что несколькими часами раньше пришла в закрытый ещё музей, чтобы выяснить, будет ли он работать. Тогда кошка немедленно залезла ко мне на колени, и некоторое время мы провели вместе. Я гладила, она мурчала. Картинка - селфи.


Теперь, вечером, сидела я на террасе, пила кофе, смотрела сверху на Хайфу, да и за её пределы, на холмы Галилеи, на море, как смотрел когда-то Мане Кац, выходя из своего домика над обрывом - отдохнуть, глядя на этот мир.

еврейство, Израиль

Previous post Next post
Up